Игорь Мазепа: “Западные инвесторы останутся доминировать на фондовом рынке Украины”

Ринки Думки 25.03.2010    19:29

Несмотря на то, что кризису пока не видно конца, по мнению генерального директора ИК Concorde Capital Игоря Мазепы, бизнес потихоньку начинает оживать и уже в текущем году следует ожидать активизации фондового рынка и выхода украинских компаний на западные фондовые площадки. О перспективах IPO отечественных структур на Варшавской и Лондонской фондовой биржах, а также возможном возвращении на газовый рынок компаний Дмитрия Фирташа, действиях структур Рината Ахметова и приватизации стратегов И.Мазепа рассказал в интервью РБК-Украина.


РБК-Украина: Как Вы оцениваете новое правительство, и на какие первоочередные шаги Вы как инвестор ждете от него?

Игорь Мазепа: Мне кажется, что первые шаги Виктор Янукович делает правильные. Они направлены, во-первых, на консолидацию общества, на выравнивание политической ситуации, во-вторых, на стабилизацию в сфере экономики и финансов.

С точки зрения экономики для меня  уже становятся очевидными первые шаги, которые будут осуществляться. Во-первых, это жесткое администрирование бюджета. По нашим оценкам, общий дефицит бюджета вместе с рекапитализацией банков и невозвращенным НДС составил в 2009 г. где-то около 12% от ВВП. Мы видим аналогичную ситуацию, которая складывается в Греции и Португалии, и вызывает очень большие опасения в развитом западном мире. И это, скорее всего, будет первая проблема, которую правительство будет вынуждено решить.

В этом смысле премьер-министр Николай Азаров - очень сильный администратор, и у него уже есть богатый и успешный опыт реализации аналогичных задач. Скорее всего, мы увидим довольно таки жесткий бюджет и ряд непопулярных вещей, которые будут применяться, чтобы удержать дефицит бюджета в этом году в рамках 6-7% от ВВП.

Уже стоит на повестке дня вопрос о повышении пенсионного возраста. Политики и экономисты начинают обсуждать эту идею, и, я думаю, что она будет реализована к концу года и сможет дать первые результаты к середине или к концу следующего года.

Речь идет также о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Это тоже очень важный шаг, который правительство просто обязано сделать, хотя он и очень непопулярный. Мало того, это одно из требований МВФ, чтобы продолжать успешно работать дальше.

Важным аспектом являются переговоры по поставкам топлива с российскими поставщиками - по газу, нефти и по ядерному топливу. Энергетика всегда была и будет лидирующей отраслью, и есть целый ряд вопросов, которые требуют урегулирования или более прагматичного подхода. Это, в частности, тарифы на электроэнергию, тарифы на газ для населения, а также вопрос, который на них будет непосредственно влиять - цены, которые Украина и украинские потребители будут платить российским продавцам.

Ну и, конечно же, важнейшим вопросом остается возобновление отношений с МВФ - у нас осталось около 5-6 млрд долл. невыбраных средств. Украине в меньшей степени сейчас нужны ресурсы с точки зрения пополнения платежного баланса, но очень нужен этот хороший знак, по сути, триггер для частного бизнеса. Вот это, я бы сказал, и будут первоочередные задачи для нового правительства.

РБК-Украина: Вы упомянули о газовых переговорах. Как Вы считаете, удастся Януковичу договориться о снижении цены российского топлива?

И.М.: Это политически очень чувствительный вопрос. В принципе, нет ничего невозможного. Тема газового консорциума с РФ становится более актуальной, она висит в воздухе, и, я думаю, что комбинация договоренностей по одному и по другому вопросу в принципе возможна. Я не исключаю, что даже еще в этом году, буквально в ближайшие месяцы украинские потребители уже смогут насладиться более низкой ценой на газ.

РБК-Украина:  Можно ожидать от нового правительства реформ, как в реальном секторе экономики, так и в финансовой сфере?

И.М.: К сожалению, мы сейчас говорим больше о тех вещах, которые называются «латание дыр». И пока что, судя по составу Кабинета министров, все его ожидаемые действия, хотя и будут носить позитивный характер, не станут какими-то долгосрочными трэндоустанавливающими или курсообразующими ориентирами.

Из долгосрочных вещей, очевидно, будет иметь эффект повышение тарифов, которое обязательно надо сделать, и пенсионная реформа, которую, по моим предположениям, правительство начнет реализовывать и активно продвигать в конце этого года. Это те две вещи, которые будут иметь положительный долгоиграющий эффект. Все остальное, скорее всего, будет в лучших традициях последних правительств.

В ближайшее время правительство будет занято подготовкой бюджета. Кроме того, ему еще надо решить вопрос возмещения НДС. В принципе, у Н.Азарова есть успешный опыт конвертации задолженности по НДС в государственный долг, и я думаю, что в ближайшее время на всю сумму задолженности по НДС - около 30 млрд грн. - будут выпущены векселя, которые потом пойдут в рынок. Это будет способствовать притоку ликвидности, в частности, иностранных инвесторов. Я ожидаю, что 20-25 млрд грн. или их эквивалент очень быстро могут зайти к нам в экономику, в течение буквально трех-четырех месяцев.

РБК-Украина: Как Вы считаете, в связи с приходом новой власти, следует ли ожидать усиления присутствия на украинском рынке финансово-промышленных групп, связанных с Партией регионов, в частности структур Рината Ахметова или Дмитрия Фирташа?

И.М.: Так сложилось, хорошо это или плохо, что внутри Партии регионов есть баланс интересов различных финансово-промышленных групп. И, судя по первым шагам, по первым действиям, по расстановке людей в Кабмине, нельзя утверждать, что та или иная группа получила контроль или доминирование.

В принципе, В.Януковича можно поблагодарить и похвалить в том смысле, что все-таки он выдерживает правильный баланс между различными влияниями. Что касается  компаний Р.Ахметова и Д.Фирташа - SCM или GDF - то они были успешны и при предыдущих правительствах, даже сейчас оппозиционных, и, я думаю, тем более будут успешны и при новом правительстве.

Честно говоря, я не вижу, каких-то особых преференций, которые они могут получить, разве что улучшающуюся общеэкономическую ситуацию, улучшающийся бизнес-климат и довольно таки позитивное отношение западных инвесторов. Даже при всей аффилированности этих названных уважаемых бизнесменов к политике, за последние годы они привлекли действительно лучших людей с точки зрения бизнеса, с западным опытом, применили лучшие практики ведения бизнеса, поэтому, я думаю, что влияние политических событий на эти бизнесы будет минимальным.

Очевидно, что вопросы, связанные с либерализацией рынков в энергетике  помогут ахметовской группе ДТЭК, и не потому, что там акционер Р.Ахметов, а потому что в моем понимании, это действительно лучшая компания у нас в энергетике и самая эффективная в экономическом смысле слова.

Единственное, где можно говорить о каком-то влиянии политики на бизнес или, грубо говоря, получением бизнесом каких-то бенефитов от доминирования в политике, это все таки вопросы, связанные с приватизацией.  Мы говорим об «Укртелекоме», о целом ряде крупных, системных заводов и компаний в машиностроении, например, «Лугансктепловоз» или тот же самый «Турбоатом». Мы говорим об Одесском припортовом заводе, об инфраструктуре, о портах. Я не исключаю, что именно в этих моментах может быть  незначительный лоббизм со стороны бизнес групп, которые считаются аффилированными с новой властью.

РБК-Украина: Есть вероятность того, что, в связи с очевидным усилением влияния Д.Фирташа на Президента Украины, его структуры вернутся в схему поставок российского газа в Украину и в Европу?

И.М.: Я исключаю возможность построения каких-либо схем торговли газом и поставок газа в Украину и в Европу не на экономических принципах. У нас есть торговые партнеры в России, есть торговые партнеры и на Западе - потребители российского газа и потребители наших услуг по транспортировке этого газа. И я не думаю, что возможна ситуация, когда какая-то антирыночная структура будет допущена к довольно таки сложному и чувствительному механизму поставки и продажи газа. Во всем мире есть поставщики-дистрибьюторы, посредники, и они тоже играют определенную роль.

Если мы говорим о Д.Фирташе, то скорее всего, в большей степени я ожидал бы возвращения к вопросу спорных 11 млрд куб. м газа, которые, по его мнению, у него были украдены правительством Ю.Тимошенко. Я думаю, что мы, скорее всего, увидим активность в этом вопросе.

При этом, конечно, нельзя исключать появления каких-то совместных структур, либо с «Газпромом», либо с западными потребителями, которые могли бы выступить посредниками в процессах поставки газа. Всегда наравне с государственными компаниями, есть посредники, в которых то же правительство может непосредственно участвовать.

РБК-Украина: Учитывая интерес ДТЭК к покупке объектов тепловой генерации,  в частности «Захидэнерго», есть ли вероятность проведения приватизации этих объектов, грубо говоря, под нее?

И.М.: Я исключаю любую возможность несправедливого доступа к этому тендеру. Любой инвестор, который выйдет с покупкой, он все-таки заплатит справедливую цену.

Очевидно, что ДТЭК - это один из самых главных претендентов на энергетические активы, если мы говорим об украинских инвесторах, но о каких-то преференциях речь не идет.

Что касается самой перспективы приватизации тепловой генерации, то я как бизнесмен, двумя руками за то, чтобы она была объявлена в ближайшее время. Есть как минимум две причины. Во-первых, государство никогда не было эффективным собственником и никогда не было конкурентным с точки зрения управления любыми бизнесами, в том числе и в сфере энергетики. Во-вторых, в любом случае, так или иначе, правительство будет вынуждено привлекать деньги, пополнять бюджет.

По мере того, как страна будет выходить из кризиса, в ближайшие два-три года дефицит бюджета будет находиться на уровне 4-8%. Это довольно таки высокий уровень, и он должен каким-то образом финансироваться. Приватизация - это один из возможных инструментов финансирования этого дефицита.

РБК-Украина: Но, как показывает практика, не обязательно даже проводить приватизацию. Во время прошлого Кабмина В.Януковича ДТЭК получил контроль над «Днипроэнерго».

И.М.: Но он получил контроль за деньги, он залил деньги в капитал. Очевидно, что политическая составляющая в таких моментах, очень существенна. Но вы также можете вспомнить, сколько длился судебный спор, ведь у таких вещей есть много оппонентов. Мало того, если будет намек, что такие вещи смогут повториться, будет сильная оппозиция в той же Партии регионов, от других бизнесменов. Поэтому, вероятность нерыночных или неконкурентных действий сильно лимитирована.

РБК-Украина: Когда может начаться приватизация крупных объектов украинской промышленности и инфраструктуры?

И.М.: Я не исключаю, что приватизация может быть объявлена в течение ближайших шести месяцев. Но надо понимать, что от момента объявления и до момента успешного проведения тендера может пройти определенное время. Я бы сказал, еще плюс шесть-девять месяцев от момента объявления тендера. Хотя, могут быть и исключения. Например, правительство Ю.Тимошенко в свое время довольно быстро справилось с приватизацией «Криворожстали» и на то время действительно получил лучшее предложение.

РБК-Украина: Ваш прогноз по рынку слияний и поглощений - какие в этом году могут быть крупные сделки, в каких секторах?

И.М.: Для меня очевидно, что в этом году мы увидим первые признаки консолидации на рынках. Бизнес начинает вставать с колен, отряхивать пыль, и смотреть, каким образом развиваться дальше.

Я вижу, что критическая масса интереса уже появляется в горно-металлургическом секторе, в секторе металлов,  я вижу, что будет консолидация на рынке алкоголя, в том числе мы знаем, что акционеры компании Nemiroff публично заявили о намерении ее продать. Однозначно, будут успешно завершены начатые некоторое время назад процессы в сельском хозяйстве, скорее всего это затронет и фармацевтику, в частности у нас на сегодняшний момент совершенно разрозненный, фрагментированный аптечный рынок. Я думаю, что именно в этих отраслях будет больше всего движения.

Мы в начале года увидели сделку по продаже контрольного пакета ИСД, и это было хорошим знаком того, что бизнес-сентимент существенно налаживается, очень большими темпами. И все процессы происходят и будут происходить намного быстрее, чем мы могли предполагать еще шесть месяцев назад.

РБК-Украина: Стоит ли ожидать в этом году оживления рынка IPO?

И.М.: Я думаю, что мы даже говорим не об оживлении рынка IPO, а о появлении рынка после долгого перерыва. Ведь, по сути, механизм привлечения денег через размещение на фондовых рынках на протяжении двух лет отсутствовал.

Я ожидаю, что до конца года целый ряд украинских компаний выйдет на рынок, скорее всего это произойдет начиная с конца второго квартала и до конца этого года. Думаю, что предпосылкой для успешного привлечения денег в капитал будут ожидаемые сделки в долговом сегменте.

Ожидаю, что сначала правительство разместит какие-то свои долги, потом будут какие-то квазисуверенные выпуски, например, тот же "Укрэксимбанк" выйдет с размещением на долговой рынок, с аналогичными размещениями могут выйти и индустриальные лидеры. А уже после того, как все это будет успешно проведено, а это несколько месяцев, мы увидим первые размещения через IPO.

Скорее всего, в секторе сельского хозяйства, ресурсном секторе, в коммодитис. Я думаю, что до десяти сделок могут произойти до конца этого года. Размещения, скорее всего, пройдут на двух биржах - Лондон и Варшава.

При этом следует ожидать большого внимания к качеству компаний, менеджменту, отчетности, принципам корпоративного управления. Инвестор хочет видеть качественную компанию,  конкурентный менеджмент, жесткую регуляцию с точки зрения самого процесса выпуска. Это те положительные уроки, которые рынок вынес после 18 месяцев стагнации.

РБК-Украина: Вы говорите - десять сделок. Какой это приблизительно может быть объем?

И.М.: Я думаю, что где-то около 100 млн долл. на каждую сделку. То есть в целом - это где-то 1 млрд долл., может быть чуть меньше 1 млрд долл.

РБК-Украина: Какие шансы на реализацию заявленных еще до кризиса планов IPO таких крупных компаний, как «Интерпайп», «Метинтвет»?

И.М.: Я убежден, что они не будут реализованы в этом году. Мало того, вероятность того, что они будут реализованы в следующем году довольно таки низкая. Во-первых, потому что подход к оценкам этих компаний все еще немножко отличается от докризисного. Во-вторых, во многих компаниях ситуация существенно ухудшилась.

Если мы говорим об «Интерпайп», то первоочередные задачи, которые стоят перед компанией - это реструктуризация долга и урегулирование отношений с кредиторами, а не IPO и привлечение денег в капитал. Я не исключаю, что инструментом снижения долговой нагрузки в аналогичной ситуации может быть поднятие денег через капитал, но я не думаю, что это возможно без урегулирования отношений с существующими кредиторами, существующими инвесторами. Это займет еще какое-то время, и поэтому я, честно говоря, не большой оптимист по поводу IPO этих двух компаний в этом году.

Ситуация в «Метинвесте» совершенно противоположная, компания быстро растет за счет сырьевого бизнеса, очень быстро развивается, и мало того, у нее есть доступ к капиталу через долговой рынок. Долговое финансирование всегда дешевле, чем финансирование через капитал. И ожидания наших аналитиков такие, что ситуация на рынках будет оставаться благоприятной для того, чтобы иметь доступ именно к долговому капиталу.

Думаю, что долги станут первым способом привлечения денег, по которому будут двигаться компании.

РБК-Украина: А сколько может составить объем долгового рынка в текущем году?

И.М.: Можем посчитать. Суверенный евробонд - 1-1,5 млрд долл. Пару-тройку корпоративных выпусков - это где-то от 0,5 до 1 млрд долл. каждый. Плюс более мелкие выпуски. То есть, можно говорить, что в этом году будет 4-5 млрд долл. привлеченных денег именно через долговые инструменты, через инструменты евробондов.

РБК-Украина: Ваш прогноз по развитию ситуации на украинском фондовом рынке.

И.М.: Для начала надо сказать, что в прошлом году он вырос более чем на 300%. Уже с начала этого года основные индексы выросли на 40% и выше. И в этом росте заложены все довольно таки позитивные, оптимистичные ожидания по макроситуации, по бизнес-сентименту, по настроению в бизнесе и в экономической сфере.

Думаю, что рынок в какой-то мере переоценен, по каким-то эмитентам он даже на самом деле перекупленный, по крайней мере, он не дешевле, чем аналогичные компании, которые торгуются в России, Польше или Турции. Хотя риски в системе намного выше для украинских компаний. Все будет зависеть от развития макроситуации и от состояния дел в каждой отдельной отрасли.

У меня есть предположения, что, при условии того, что деньги на Западе не будут дорожать до конца этого года, и при условии того, что украинская экономика в целом и отдельные компании в частности будут работать лучше, чем прогнозируют аналитики, возможен рост процентов на 20-30 от теперешних уровней до конца года.

Опять-таки, если мы говорим о том, что глобально деньги могут подорожать, например центробанки западных стран повысят ставки, или мы говорим о том, что мы не увидим роста экономики 7-8%, а будем болтаться где-то на уровне 3-5%, то я не исключаю ситуации, что фондовые индексы не вырастут, а возможно, даже упадут с текущих уровней. Все будет зависеть от ситуации в мире, от настроения инвесторов, от их заработков на других рынках, от их аппетитов и возможностей принимать украинский риск.

Я все-таки думаю, что западные инвесторы останутся доминировать на фондовом рынке Украины. И, по сути, от их решений и от движения их денег будет зависеть успешность и динамика фондовых индексов у нас в Украине.

 

Беседовал Владимир Драбчук

Теги:   Укрэксимбанк Метинвест ДТЭК Игорь Мазепа Дмитрий Фирташ Интерпайп Concorde Capital Ринат Ахметов Захидэнерго Переглядів:   1995

Читайте також:

22.11

Alibaba створює бізнес-холдинг у сфері електронної торгівлі

21.11

Огляд-прогноз курсу гривні щодо ключових валют від аналітиків КИТ Group

21.11

Економіка Норвегії скоротилася на 1,8%