Игорь Мазепа: Гетьман фондового рынка
Ринки Думки 23.07.2010 19:47 Он однофамилец одной из самых противоречивых личностей в истории Украины – гетмана Мазепы, а название его компании идентично несбывшейся сверхзвуковой мечте авиастроения. О нем много говорят, а его «Конкорд» переживал не только высокие взлеты, но и нелегкие посадки. После драматического падения фондового рынка в 2008 году, сокращения спроса на инвестпродукты и вынужденных увольнений сегодня Игорь Мазепа все так же уверен в правильности своей стратегии, снова расширяет штат и не стесняется больших амбиций. Помимо управления компанией, он усилил свое влияние на фондовый рынок через председательствование в биржевом совете Украинской биржи. Под звуки подаренной коллегами гитары Игорь Мазепа с нескрываемым задором рассказал о проблемах, волнующих сегодня инвестиционное сообщество, и о ближайшем будущем компании «Конкорд Капитал», как пишет "Инвестгазета".Какие вопросы фондового рынка сегодня для вас наиболее актуальны?
Самый главный вопрос заключается в том, что фондовый рынок должен, наконец, приступить к выполнению своей основной функции – привлечению капитала для тех бизнесов, которые в этом нуждаются и которые способны правильно использовать привлеченные ресурсы. К сожалению, последние два года были не самыми успешными для инвестиционных компаний. Неготовность рынка, «плохое» отношение инвесторов к риску, и тем более украинскому, небольшая ликвидность – все это сыграло свою роль. Правда, объективности ради стоит сказать, что и украинские компании в большинстве своем операционно «сдулись» и уже не вызывают у инвесторов былого интереса. Образовался значительный «гэп» в ожиданиях двух сторон: инвестора, который уже не готов платить много, и продавца, не желающего получать мало. Вдобавок накладывают свой отпечаток общее состояние рынка, кризис в Европе, падающий спрос в Америке и т.д. Собственно, все это тормозит рынок и беспокоит участников. Не менее важным вопросом остается для рынка и уровень инвестиционной культуры: готовы ли его субъекты инвестировать и брать на себя риски? Для участников украинского рынка этот вопрос до сих пор открыт. Так же, как и вопрос его инфраструктуры и многочисленных споров вокруг депозитарной системы.
Какова ваша позиция в депозитарном вопросе?
Конечно, если бы все начинать с нуля, то нужно было бы создавать лишь один депозитарий. Но это отрыв от реальности. Поэтому нельзя отбрасывать ту историю, которую мы имеем на сегодняшний день. А она заключается в наличии трех депозитариев, отсутствии полноценных корреспондентских отношений между ними и нередко в противоположных позициях близко стоящих к этому вопросу людей. В «инвестиционном» сообществе есть разные мнения на этот счет. К примеру, должен быть депозитарий коммерческим институтом и зарабатывать деньги либо не должен? Мое глубокое убеждение, что должен. В то же время есть люди, которые считают, что депозитарий должен быть бесприбыльной организацией. И таких моментов много. Важно понимать, что для компаний - участников рынка преимущества имеет тот депозитарий, который предоставляет более высокий уровень обслуживания. Я уверен, что конкурентная среда и рынок расставят все на свои места. Не исключаю, что через пару лет у нас будет один депозитарий с подавляющей долей рынка.
Вместе с тем я считаю, что клиринг должен быть совершенно отделен от депозитарной деятельности, которая должна быть абсолютно безрисковой, поскольку речь идет об учете прав собственности. Если же говорить о клиринговых операциях, то они всегда несут с собой риск. Поэтому этот риск должен быть отделен. Думаю, что биржи сами должны выполнять роль клирингового агента. В случае с Украинской биржей такую роль играет лицензированный торговец, который на 100% принадлежит бирже. Но это должно быть четко прописано в законе.
Зачастую законам приходится «догонять» рынок…
В конце мая мы запустили на Украинской бирже срочные инструменты: трех- и шестимесячные фьючерсные контракты на индекс УБ. И уже можно констатировать, что этот запуск успешный. Очевидно и то, что позиции самого ликвидного инвестиционного инструмента будут укрепляться и в будущем, объемы торгов на срочном рынке будут как минимум такими же, какие сейчас демонстрирует спот-рынок. Срочный рынок также проецирует свой положительный эффект на непрофессиональных участников рынка. Я надеюсь, что со временем любая компания сможет воспользоваться этим инструментом. Например, получая выручку в долларах, компания сможет перевести ее в евро, просто купив срочный контракт. Сейчас мы начинаем работать с товарными и сырьевыми рынками. Однако здесь необходимо отметить, что у нас в стране до сих пор отсутствует законодательство о деривативах. Мы столкнулись с этой проблемой, когда регистрировали правила Украинской биржи. Оказалось, что некоторые правила нормативной базы имеют возраст более десяти лет и уже давно не соответствуют реалиям. В связи с этим всплывают и проблемы образовательного характера: сейчас очень мало людей на рынке, которые реально понимают, о чем идет речь. И это факт. Мы инициировали уже целый ряд образовательных семинаров - для регулятора, для рынка, для клиентов. Каждый день делаются какие-то небольшие шаги. Если посмотреть на проделанную за два года на Украинской бирже работу, то это больше, чем совокупно за последние десять лет на всем фондовом рынке страны.
Но успех Украинской биржи во многом был обусловлен участием российской группы РТС. После покупки прямого конкурента – ПФТС – группой ММВБ ваши позиции могут пошатнуться.
Я рад, что события развиваются именно так, и что на рынке наконец-то появилась нормальная здоровая конкуренция. «Конкорд Капитал» является членом и акционером ПФТС. Мы заинтересованы в конкуренции, поэтому не исключено, что у нас будет работать российская модель «двух бирж»: Украинская биржа будет иметь сильные стороны в одних вопросах, а ПФТС в других. Опять-таки, не нужно отрываться от реальности - единой фондовой площадки точно не будет. Любая биржа имеет своих клиентов, главный вопрос в том, насколько ПФТС с новыми или старыми акционерами, новым или старым менеджментом будет открыта к конструктивному диалогу с потенциальными клиентами.
Есть ли какие-либо конкретные ожидания от нового состава ГКЦБФР?
Ожидания есть всегда и всего. Большой плюс этого назначения в том, что новый глава Госкомиссии по ценным бумагам пришел не из рынка. Он совершенно незаангажированный, очень силен в юридических моментах, особенно связанных с корпоративным правом. А это близко к рынку, и словно взгляд со стороны на существующие проблемы дает возможность оценить многие вещи с противоположной позиции. Во всяком случае, есть надежда, что с этим регулятором мы сделаем больше, чем мы сделали раньше.
Уже можно констатировать определенные успехи: при этом регуляторе был запущен срочный рынок на Украинской бирже, именно этот регулятор вышел с намеком на какую-либо стратегию развития рынка. Есть конкретная программа. Да, она требует много работы, но сам факт того, что в короткие сроки регулятор вышел с документом и не боится работы в этом направлении, уже свидетельствует о серьезных намерениях. Я могу сказать, что когда лично встречался с Дмитрием Тевелевым, видел, что у него в кабинете четко разложены по папочкам всевозможные документы из различных сфер, и он очень хорошо ориентируется в том, кто и чем в Комиссии занимается, кто конкретно за какой вопрос отвечает. А это очень важно. И подтверждением тому является ежемесячное появление нормативной базы в достаточно внятном формате.
Когда на Украинской бирже будут проходить первичные размещения акций отечественных компаний?
Мы движемся маленькими шагами. В 2005 году проводились первые IPO, которые в то время для Украины казались невероятной штукой. А к 2007 году уже многие менеджеры понимали важность продуманной стратегии и успешной работы на рынках капитала. Все идет вполне закономерно. Думаю, что уже до конца нынешнего года будут хоть и небольшие, но размещения на Украинской бирже. Не могу пока назвать конкретных имен и размеры пакетов, но привлечения могут быть в объемах до $10 млн. Наш рынок пока еще беден: мало ликвидности, скудные активы, небольшой поток от физических лиц - это не западные миллиарды... Но с другой стороны, акции, которые продаются на наших биржах, порой гораздо ликвиднее, чем на биржах Лондона или Варшавы.
Сегодня многие говорят о том, что низкий порог для интернет-трейдеров делает украинский фондовый рынок более подверженным колебаниям, и спекулятивная составляющая превалирует на рынке. Нужно ли повышать порог и ограничивать вход на рынок?
Согласно Конституции все равны. А что касается спекуляций – это вопрос достаточно спорный. Например, на западных рынках регулирование заключается не в том, чтобы отсеять спекулянтов. Рынок производных финансовых инструментов как раз базируется на спекулятивных операциях в хорошем смысле этого слова. К примеру, только 0,1% контрактов по золоту завершаются его физической поставкой. То же самое касается нефти. Объемы торгов производными гораздо больше, чем непосредственно физическая поставка. Тогда получается, что все те, кто обслуживает 0,9% объема транзакций, это тоже спекулянты. Но опять-таки, спекулянты в хорошем смысле этого слова. Если люди берут на себя этот риск, то почему бы нет.
На чем сегодня зарабатывает компания «Конкорд Капитал»?
У нас все просто. Весь прошлый год прошел под знаком заработка на трейдинге на вторичном рынке. Меньше были задействованы две наши наиболее сильные стороны – IPO и M&A. В направлениях публичных размещений и сделок слияний и поглощений у нас имеются серьезные конкурентные преимущества: это то, что мы умеем делать, хотим делать и будем делать. Если говорить о ближайшей истории, то, к сожалению, эти инструменты были малодоступны для рынка в целом, и заработок в прошлом году был мизерным по сравнению с тем, что мы зарабатывали в предыдущие годы. Но наш заработок на трейдинге и на инструментах с фиксированной доходностью оставался на предкризисном уровне. И эта ситуация пока сохраняктся.
Надеюсь, до конца этого года наш профильный бизнес все же будет развиваться более активно. Во-первых, вернется рынок публичных сделок, во-вторых, мы очень сильно и активно вовлечены в M&A-сделки, и это принесет свои плоды. Эта инвестиционная продукция очень специфическая, в ней изначально заложен конфликт интересов, и важно найти баланс между сторонами. Это, наверное, и является самой сложной работой. Мы на этом собаку съели в 2006-2007 годах, поэтому готовы к сложностям такого характера сейчас.
Два года назад «Конкорд Капитал» был в лидерах по количеству сокращенного персонала. Многие ваши сотрудники сейчас довольно успешно работают в компаниях-конкурентах. Не жалеете о потерянных кадрах?
Если говорить об увольнениях двухлетней давности, то в большинстве случаев это была наша инициатива. Тот объем бизнеса, который мы имели в тот период, не нуждался в таком количестве людей. Все, что мы сделали тогда, - просто честно признались прежде всего самим себе и коллегам по рынку, что бизнеса нет и нужно поступить именно таким образом. Сложно, но необходимо. Но уволив тогда десять-пятнадцать человек, мы сохраняли сотню рабочих мест.
Во-вторых, нынешняя ситуация показывает, что наши шаги тогда были абсолютно верными. Поэтому многие ребята к нам сейчас возвращаются. В-третьих, сократив издержки тогда, сегодня мы снова позволяем себе нанимать лучших людей на рынке. Из последних людей, которые к нам присоединились, – Роланд Визнер, Балридж Ребекка, Андрей Остапенко. Я, как и прежде, уверен, что с новыми людьми и с новыми мыслями можно достичь самых высоких целей.
Что же касается конкуренции, то я продолжаю заниматься тем, чем я занимался. И, честно говоря, не вижу, чтобы кто-то в чем-то был более продвинутым, чем мы. На самом деле не мне судить – рынок и время все расставят на свои места. Но сегодня я еще более амбициозен, чем был раньше.
Вы не боитесь снова повторить свои ошибки?
Отвечу выражением Теодора Рузвельта, которое мне очень импонирует: «Не бойтесь совершать ошибки, бойтесь их повторять!» Я пытаюсь не повторять свои ошибки. В то время та стратегия была правильной, были ожидания по количеству сделок и соответствующие действия. Сегодня можно констатировать, что мы не ошибались в своей стратегии. Пока видно, что рынку какое-то время все еще будет присуща определенная «болтанка», и не факт, что наши большие нынешние ожидания станут реальностью до конца текущего года. Но для меня четко ясно одно - по крайней мере на последующие несколько лет мы будем очень заняты. Теги: Игорь Мазепа Concorde Capital Переглядів: 1766