Чайные войны

Ринки Харчова 28.09.2010    23:05

Крупнейшие мировые производители чая вступили в борьбу за украинский рынок

Производители чая всерьез заинтересовались украинским потребителем. Растущие спрос
и стоимость продукта не дают спать мировым гигантам отрасли. Тем более что мелкие производители,
не выдержав курсовых колебаний, ушли в небытие, освободив полки, пишет "Экономические известия". Компания Dilmah, один из крупнейших чайных производителей в мире, зарегистрировала в Украине ООО «Dilmah Украина». Подразделение будет самостоятельно заниматься продажами и маркетинговым продвижением чая на украинском рынке, без посредничества других дистрибуционных компаний. Как отметил руководитель представительства компании в Украине Иван Бартян, Dilmah не отказывалась полностью от сотрудничества с другими дистрибуторами, однако сократила количество компаний, с которыми были продлены контракты, с 52 до 21.

Согласно дистрибуционным планам Dilmah на украинском рынке, в течение двух лет предполагается расширить нумерологическую дистрибуцию по всей Украине. То есть расширить присутствие товара в торговых точках относительно всех торговых точек в регионе с 60% до 85%.

Таким образом, компания планирует увеличить свою долю на украинском рынке чая более чем в два раза, или на 3,1 процентных пункта, до 6% до 2013 г. «За два года планируем удвоиться до 6%»,— сказал Иван Бартян.

По его словам, по итогам 2009 г. продукция Dilmah занимала 2,9% украинского рынка листового и пакетированного чаев. На 2010 г. компания не ставила перед собой коммерческих задач по увеличению доли, а планировала обеспечить максимальное присутствие своей продукции во всех торговых точках.

Кроме того, Dilmah интересуется и производством холодного чая в Украине. По информации участников рынка, Dilmah вела переговоры с отечественными производителями «Эрлана» (ТМ «Биола»).

Заинтересована в чайном рынке Украины и Unilever. В 2009 году инвестиции в поддержку брендов (пищевой и непищевой продукции- ред.) на украинском рынке составили 22-25% от общего оборота компании. «Поскольку у нас нет производственных мощностей в Украине, то основные капиталовложения приходятся на развитие наших брендов и поддержку дистрибьюторов»,- сказал вице-президент по финансам компании Unilever в регионе Россия — Украина — Беларусь (RUB) Рэмко Вэссэлз.

По объемам продаж в Украине компания сейчас безоговорочный лидер. По данным аудита розничной торговли ACNielsen за 2009 г., 48,9% в объемах продаж в натуральном выражении занимают Lipton, «Беседа» (ООО «Юниливер Украина»), Ahmad (ООО «Ахмад Украина» и компания «Пирамида»), «Майский чай» (ООО «Компания «Май»), Batik (СП «СолоМия» концерна «Стоик») и Greenfield (ООО «Орими-Трейд»). Из них 19,5% в натуральном выражении и 24,2% в стоимостном — доля Unilever. А вот что касается Dilmah, то его уже даже перестали считать конкурентом на рынке. «Бренда Dilmah уже практически нет в Украине, мы его не считаем конкурентом и не мониторим их работу»,— отмечает представитель одной из компаний, лидера чайного рынка в Украине. Как заявлял ранее менеджер по связям с общественностью и прессой СКУ ООО «Пирамида» Александр Алискеров, если позиции Dilmah были лидерскими в начале 90-х гг., а в 2003-2004 гг. бренд был в первой пятерке, то сейчас его доля уже менее 3%.

Сейчас же украинский рынок чая не дает покоя мировым производителям своими многообещающими показателями. По данным Dilmah, его емкость по итогам 2009 г. составляет около $0,8-1 млрд. А как отмечают специалисты информационно-аналитического агентства «Союз- Информ», потребление чая в Украине в 2009 г. по сравнению с 2008-м увеличилось на 4%.

По словам руководителя отдела корпоративных отношений Unilever в Украине Инны Деркач, рынок чая в Украине продолжает постепенно развиваться и расти. Так, в июне-июле 2010 г. его объем вырос почти на 5% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.

Как отмечают игроки, в Украине сложилась норма потребления приблизительно 400-450 г в год на человека. А вот цена на чай за прошлый год заметно выросла — на 50-60%. Специалисты связывают рост цен с дефицитом сырья на мировом рынке.

По утверждению эксперта Чайного Совета Великобритании Вильяма Мэннинга, доля высококачественного продукта на мировом рынке не превышает 20%. Дефицит связан с сокращением площадей плантаций. «В Индии — из-за нехватки средств для своевременной перезакладки плантаций, в Шри-Ланке — вследствие политической нестабильности и природных катаклизмов, в Кении на месте чайных закладываются плантации роз, разведение которых более рентабельно, чем выращивание чая»,— отмечает он.

Сейчас же, как отмечают лидеры рынка, часть мелких компаний прекратила деятельность, и теперь лидеры рассчитывают нарастить свою рыночную долю и укрепиться на украинском рынке.

Теги:   Unilever Анастасия Арасланова Dilmah Беседа ACNielsen Lipton Ahmad Майский чай Batik Greenfield Переглядів:   1573

Читайте також:

14.11

Надходження від "податку на Google" збільшилися на 7%

14.11

Foxconn збільшила чистий прибуток на 14%

14.11

"Фокстрот" збільшив сплату податків майже на чверть