"Газпром" спасем вместе
Нафта і газ Ринки 12.10.2010 00:01Рентабельность монополии плотнее интегрируют в украинский бюджет
Планы российского правительства провоцируют «Газпром» занимать жесткую позицию в переговорах с Киевом о дальнейших условиях сотрудничества по газовым поставкам. Так Москва надеется обеспечить конкурентоспособность холдинга на рынках стран ЕС, которые обеспечивают его акционерам наибольшую доходность.
Накануне переговоров Николая Азарова и Владимира Путина 26 октября, во время которых украинский премьер попытается добиться изменения условий действующих газовых контрактов, глава Минэнерго России Сергей Шматко заявил о необходимости снижения расходов на транспортировку газа, чтобы «Газпром» имел возможность завоевывать новые зарубежные рынки, пишет "Экономические известия".
«Снижение издержек в транспортировке является ключевым моментом в обеспечении конкурентоспособности «Газпрома». Чтобы обеспечивать конкурентоспособность российского газа, мы должны серьезно работать, иначе дальше Германии нам поставлять будет сложно…» — сказал Сергей Шматко, отвечая на вопрос председателя российского правительства Владимира Путина, действительно ли затраты на транспортировку составляют 52% цены на газ.
В настоящее время около 80% российского газа в страны ЕС транспортируется через украинскую газотранспортную систему. Таким образом, снижение транспортных затрат «Газпрома» напрямую зависит от договоренностей с украинским правительством о размере транзитной ставки, которая сейчас составляет $1,7 за 1 тыс. куб. м на 100 км. Эксперты уже давно обращают внимание на заниженную стоимость транзита для «Газпрома» по украинской территории в сравнении с его контрактами со странами ЕС (например, в Венгрии монополия платит $2,7, в Австрии — $3,4 за 1 тыс. куб. м на 100 км). Однако ранее Киеву не удавалось поднять транзитный тариф для «Газпрома» до коммерчески обоснованного уровня. В разных правительствах всегда утверждали, что это одно из условий поставок российского газа на украинский рынок по льготной цене. Очевидно, не сможет записать себе в достижения и Кабмин Николая Азарова наращивание доходов «Нефтегаза» за счет отказа от спорных принципов тарифного ценообразования в отношениях с российской монополией. В повестке дня, судя по заявлениям президента Виктора Януковича и министра топлива и энергетики Юрия Бойко, этот вопрос не стоит.
Не намерены украинские переговорщики обсуждать с «Газпромом» и Владимиром Путиным также вопрос рационального использования украинских подземных газовых хранилищ, за счет которых российская монополия обеспечивает бесперебойные поставки своего газа на западные рынки, а «Нефтегаз», по подсчетам экспертов, теряет возможность дополнительно зарабатывать более $1 млрд. в год. В Минтопэнерго неофициально признают, что это одна из политических уступок российской стороне, суть которой состоит в том, что объемы закупок «Нефтегаза» не зависят от сезонных потребностей украинского рынка в голубом топливе, а его излишки накапливаются в ПХГ. «Зимний отбор из ПХГ создает в трубопроводной системе Украины свободные мощности для роста поставок российского газа в Европу. Для обеспечения зимнего экспорта без украинских ПХГ «Газпрому» пришлось бы построить два новых газопровода из Западной Сибири в Европу вроде «Уренгой — Ужгород»,— пояснил Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis.
Таким образом, Украина остается единственным крупным импортером газа в мире, закупки которого летом превышают реальные потребности. В свою очередь за хранение газа платит не «Газпром», а украинские потребители. То есть действующие договоренности Москвы и Киева по газу позволяют «Газпрому» частично перекладывать финансовое бремя на «Нефтегаз» и украинский госбюджет при исполнении контрактов со странами ЕС за счет согласия Киева использовать мощности украинских ПХГ в угоду российской монополии и себе в убыток.
«Нефтегаз» покупает газ впрок. То, что газ для закачки в ПХГ покупается весной и летом, а продается потребителям зимой, никого не беспокоит. Надо, чтобы этот газ в украинских ПХГ хранил «Газпром» и платил по соответствующим тарифам, как он это делает в Европе»,— сказал «і» Михаил Корчемкин.
В отличие от украинских исполнительных органов, Федеральная таможенная служба РФ озаботилась проблемой наполнения госбюджета и гарантии поступления таможенных платежей, поэтому стремится ужесточить правила таможенного режима для «Газпрома». По данным российского госпредприятия «Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса», на 2 октября «Газпром» закачал в зарубежные хранилища 3,4 млрд. куб. м газа. По действующему порядку, концерн продаст это топливо предстоящей зимой и тогда же заплатит пошлины (около $300 млн., если цены не изменятся). Но если новый закон о таможенном регулировании будет принят в нынешней редакции, концерну придется отвлекать средства на аванс или гарантии. Чтобы избежать этого, «Газпром» сейчас бьется с российскими законодателями за право платить пошлины после продажи газа, т.е. пытается добиться для себя особых условий, прописанных в законе о таможенном регулировании.
А Киев, судя по приоритетам украинский властей в предстоящих переговорах с «Газпромом», намерен искать возможность для компенсации потерь «Нефтегаза» и госбюджета от коммерчески необоснованных условий сотрудничества с Кремлем за счет участия в российском газодобывающем секторе. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что говорить о прозрачности сырьевого сектора в России просто не приходится. Но это не препятствие для украинской стороны. По словам Виктора Януковича, «больше всего нас интересует возможность участвовать в добыче газа на территории России и доставке этого газа в Украину». «Россия хотела бы получить доступ к управлению украинскими газопроводами. Мы готовы обсуждать эти вопросы с Москвой. Вполне вероятно, что Россия и Украина договорятся о том, чтобы вместе модернизировать наши газопроводы, а также относительно общего управления новыми ветвями газотранспортной системы»,— заявил на прошлой неделе украинский президент в интервью французской газете Le Figaro. Также, по его словам, Киев обсуждает с Москвой создание совместного предприятия «Нефтегазом» и «Газпромом», но это не означает их слияние.
Эксперты затрудняются прогнозировать исход украинско-российских газовых переговоров в этом году и обращают внимание на неуступчивость Москвы в отношениях с украинскими партнерами. Пока российские чиновники заявляли лишь о готовности снизить контрактные обязательства Киева по отбору газа, установив минимально необходимый отбор топлива в следующем году на уровне 2010 г. — около 36 млрд. куб. м газа. При этом все попытки правительства Украины переписать условия газовых контрактов, подписанных в прошлом году при поддержке премьеров Юлии Тимошенко и Владимира Путина, а также внести в транзитный контракт обязательства «Газпрома» по транспортировке определенных объемов газа, были отвергнуты российской стороной.
Теги: Газпром ЕС East European Gas Analysis Нефтегаз Le Figaro ПХГ Светлана Долинчук RusEnergy Уренгой — Ужгород Переглядів: 1439