"Газпром" раздувает контракты

Нафта і газ Ринки 17.11.2010    00:32

Прогнозы «Газпрома» об увеличении экспорта в ЕС вдвое превышают ожидания некоторых его европейских партнеров

Тем самым Россия пытается убедить Украину и Евросоюз в отсутствии политической подоплеки строительства обходных газопроводов. Но, по мнению экспертов, без «достойных конкурентов» риски сокращения транзитных доходов у «Нефтегаза» остаются реальными, пишет "Экономические известия".

Страны Евросоюза к 2030 г. ожидают наличия спроса на газ в размере 165 млрд. куб. м в год. Об этом вчера сообщил Ханс-Петер Флорен, член правления немецкого энергетического концерна E.ON Ruhrgas. Хотя, признал он, некоторые экспертные оценки колеблются от 455 млрд. до 620 млрд. куб. м. Учитывая нестабильность в мировой экономике, которая ставит под сомнение наращивание промышленного производства в скорой перспективе и возврат его объемов до докризисного уровня, господин Флорен призвал «Газпром» скорректировать долгосрочные контракты на поставки газа. «Нам нужно изменить наше традиционное представление о поставках газа в Европу и для этого серьезно изменить наши долгосрочные обязательства»,— отметил он.

Прогнозы, озвученные вчера зампредправления «Газпрома» Александром Медведевым, в долгосрочной перспективе отличаются от тех, которые считают актуальными в компании E.ON Ruhrgas. Он оценил спрос на газ в Европе в 2020 г. в 380 млрд. куб. м, а в 2030 г. — до 400 млрд. куб. м. Также ранее в «Газпроме» отмечали, что холдинг уже законтрактовал с европейскими потребителями до 2030 г. поставки газа в 216 млрд. куб. м в год, а за счет запуска газопроводов «Северный поток» и «Южный поток» ежегодный экспорт газа из России может вырасти к тому времени до 455-520 млрд. куб. м.

Такой положительной динамикой в потреблении на территории ЕС лоббисты интересов «Газпрома» обосновывают экономическую целесообразность строительства новых газопроводов в обход украинской территории, признавая при этом важность снижения транзитных рисков при поставках российского газа.

Но в «Нефтегазе Украины» считают иначе. Зампредправления компании Вадим Чупрун обратил внимание, что в соответствии с аналитическими расчетами, модернизация украинской ГТС требует значительно меньших финансовых ресурсов, чем инвестпроекты «Газпрома» по строительству газопроводов в обход Украины и строительство подземных хранилищ газа в странах Европы. «Это спорный вопрос, пусть профессионалы, аналитики, доказывают миру как лучше»,— отметил он. Также, по словам господина Чупруна, создание международного консорциума для модернизации украинской ГТС — это наиболее перспективный проект, «поскольку Украина не имеет достаточного финансирования».

Как сообщали «і», 22 ноября в Брюсселе состоится трехстороння встреча Украина-Россия-ЕС, посвященная этой проблеме. Господин Чупрун надеется, что результатом ее проведения станет «большая ясность относительно того, какими объемами, темпами, силами и ресурсами» будет осуществляться модернизация украинской ГТС.

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы (Москва), считает, что на данном этапе речь идет только о возрождении организационно-правовой формы газотранспортного консорциума. «Сейчас украинская ГТС по закону может принадлежать исключительно государству. Если предложения России будут приняты, то, очевидно, Европы в консорциуме не будет. Что, в общем, на руку Украине, так как лучше быть в паритете с Россией, чем с 33% против 66% России и Европы, которые могут объединить свои усилия»,— считает эксперт.

Несмотря на скептические оценки аналитиков рыночной целесообразности обходных проектов «Газпрома», Валерий Язев, глава Российского газового общества, уверен, что и «Северный поток», и «Южный поток» — это коммерческие проекты, которые рассчитаны на окупаемость и возврат инвестиций и получение прибыли. Кроме того, все проекты являются международными, то есть в состав учредителей входят представители разных заинтересованных стран. «Полагаю, что если бы по этому пути пошла бы и Украина, она бы только выиграла»,— сказал господин Язев.

Однако правила игры на российском газовом рынке не дают Украине возможности воспользоваться в полной мере принципами свободной конкуренции при организации импорта российского газа, чтобы тем самым иметь основания для расширения участников консорциума по модернизации ГТС с российской стороны. Например, в этой роли мог бы выступить основной конкурент «Газпрома», вторая по объемам добычи газа в России компания НОВАТЭК.

«По российским законам, экспортер газа — только «Газпром», и ожидать поставок от НОВАТЭКа не имеет смысла»,— отметил Михаил Крутихин из консалтинговой компании RusEnergy. По его словам, перспектива конкуренции есть, но пока она искусственно раздувается. «Не исключены два варианта: либо в правительстве России действительно поймут, насколько неэффективен и затратен «Газпром» и создадут ему в будущем конкурента, либо дело кончится, как с компанией «Сибнефть» Романа Абрамовича (нарастят активы, стоимость и продадут компанию втридорога тому же «Газпрому», распилив бюджетные деньги в пользу пары олигархов)»,— сказал «і» эксперт, подытожив, что «как объект для сотрудничества украинских компаний НОВАТЭК пока достойно не выглядит».

Теги:   Газ Газпром ГТС Южный поток Нефтегаз Сибнефть Северный поток Светлана Долинчук RusEnergy НОВАТЭК контракты Ruhrgas экспор Переглядів:   1490

Читайте також:

20.12

Зеленський заявляє, що Україна не займатиметься продовженням транзиту російського газу

19.12

Азербайджан скоротив експорт газу на 3,5%

19.12

Імпорт нафти Індією в жовтні зріс на 33%