Перевозчики погибнут под налогом
Ринки 22.11.2010 23:14Новый Налоговый кодекс является невыгодным для тех участников автомобильного рынка, которые расходуют много бензина и импортируют подержанные авто. Закон серьезно ударит по бизнесу многих автоперевозчиков, эксплуатирующих подержанную технику
Налоговый кодекс, принятый Верховной Радой в конце прошлой недели, не дал повода предпринимателям из сферы бизнеса автоперевозок для того, чтобы снять свои претензии к законодателям: сегодня предприниматели отрасли будут выражать свой протест у стен Кабмина. Вопреки наличию ряда налоговых послаблений для владельцев и авто, и участников сделок по покупке/продаже транспортных средств, в целом закон будет иметь сдерживающее влияние на эту отрасль и наверняка приведет к основательному переформатированию рынка автотранспортных услуг, пишет "Экономические известия".
С одной стороны, власть выполнила свои обещания об отмене транспортного сбора (ежегодного налога с владельцев транспортных средств, который оплачивался при прохождении техосмотра). Проходить его нет необходимости уже с 2011 г. Это дает повод авто владельцам надеяться на то, что и сам техосмотр со временем будет упразднен. Напомним, с соответствующими законодательными инициативами уже выступил Госкомпредпринимательства.
С другой стороны, появление косвенных налогов с лихвой компенсирует отмену транспортного сбора. Так, увеличение акциза на топливо на EUR50 за тонну, которое, по оценкам экспертов, приведет к удорожанию литра бензина на 40-50 коп., выльется в явное повышение затрат на горючее практически для всех автовладельцев. Например, собственник сравнительно экономного авто с потреблением 10 л бензина на 100 км и вполне скромным годовым пробегом в 10 тыс. км заплатит за год за топливо примерно на 500 грн. больше, чем при старых условиях налогообложения. В то время как транспортный сбор за такое авто ранее обходился в 120-150 грн., то есть налоговая нагрузка возрастет примерно в три раза.
Примерно в такой же пропорции вырастут расходы и тех, кто занимается перевозками с коммерческими целями,— с той лишь разницей, что машина в составе коммерческого автопарка редко «наезжает» в год менее 40 тыс. км, и разница в затратах на нее будет еще ощутимее.
Нововведения Налогового кодекса затрагивают интересы автоперевозчиков не только на этапе эксплуатации автомобиля, но и при покупке транспортного средства. В первую очередь под прицелом законодателей оказался вторичный рынок автомобилей. С одной стороны, парламентарии сделали шаг навстречу системе trade-in (приобретение нового авто взамен на старое с доплатой). В частности, законом вводится нулевая ставка налогообложения при отчуждении движимого имущества при условии, что это первая за год такая сделка, и налог в 5% от оценочной стоимости авто при второй сделке. Автомобилисты отмечают, что ранее ставка при первой за год сделке trade-in по закону составляла 1% от стоимости объекта в реестре движимого имущества, а при второй — 15%. Однако из-за отсутствия такого реестра фактически приходилось платить 15% и при первой сделке. Таким образом, частное лицо, которое продает подержанный автомобиль не с целью заработка, а лишь для того, чтобы купить новый, будет избавлено от необходимости платить налог. Правда, теперь в законе говорится о необходимости подтверждения оценки авто, выступающего объектом сделки, а также наличия справки из МРЭО о количестве таких сделок на протяжении отчетного налогового года. Это может повлечь за собой дополнительные расходы. Зато заработает ли в полной мере после этого система trade-in, остается под вопросом: остальные законодательные преграды для этого остаются неликвидированными.
Вместе с тем основательно затруднится импорт подержанных авто. Регулировать возраст автомобилей будет новый налог, введенный кодексом,— сбор за первую регистрацию транспортных средств, который будет единоразово взиматься с автовладельца Госавтоинспекцией при постановке авто на учет. Ставки этого сбора соответствуют размеру отмененного транспортного сбора, равно как сохранена и градация транспортных средств по объему двигателя. Однако кодекс вводит повышающие коэффициенты к этому налогу в зависимости от возраста импортируемых автомобилей. Если к новым т/с будет применяться коэффициент «1», а к т/с возрастом до 8 лет — «2», то за авто возрастом старше 8 лет придется заплатить с коэффициентом «40». Учитывая, что в Украине действует экологический стандарт «Евро-2», до сих пор наша страна являлась достаточно активным покупателем б/у авто в Европе, где уже перешли к эксплуатации автомобилей класса «Евро-5». Особенно активно эта тенденция развивалась с началом кризиса: из-за падения доходов компании практически перестали покупать новую технику, в особенности представители малого и среднего бизнеса.
Специалисты Autoconsulting прогнозируют сокращение продаж не только в сегменте подержанной техники, но и в целом на рынке коммерческих авто. Уход с рынка части его игроков из-за непосильного налогового бремени приведет к потере львиной доли внутреннего спроса на коммерческий транспорт — до 30%.
Теги: импорт налоги Налоговый кодекс бензин AutoConsulting Екатерина Гребеник Перевозчики авто МРЭО акциз Переглядів: 1497