Соус застрял в горле
Ринки Рітейл Харчова 29.11.2010 23:00Рынок соусов стагнирует, и предпосылок для его роста пока нет. При этом со сцены уходят мелкие производители
Кетчупы и другие соусы уже прочно вошли в наш рацион. Однако с приходом прозападных тенденций здорового образа жизни и ужасающих передач о том, «что же мы едим на самом деле», сделали свое черное дело. Продукт, и так будучи далеко не первым в потребительской корзине среднестатистического гражданина родного отечества, упорно буксует в плане продаж. И вроде рынок уже постепенно выходит из кризиса, и некоторые показатели радуют глаз и кошельки производителей, но все-таки надежд на рост и предпосылок для более радужного развития ситуации на рынке большинства соусов пока нет. А вот неожиданная, но устойчивая любовь украинцев к японской кухне дала небывалый рост сегменту соевых соусов, пишет "Экономические известия".
По данным «Маркетинговой компании «Синергия», денежная емкость украинского рынка соусов составляет около 3 млрд. грн. в год. В прошлом же, 2009 г. была зафиксирована минимальная емкость соусного рынка в натуральном выражении за весь период, начиная с 2005 и заканчивая 2009 гг. Продажи соусов в 2009 г. сократились на 6-10% по сравнению с 2008 г., при этом выпуск белых соусов сократился на 10%, а красных — на 17%. А вот производство горчицы в 2009 г., напротив, — увеличилось на 5%, тем самым вернувшись на уровень 2007 г.
Эксперты отмечают, что рынок близок к насыщению. Об этом свидетельствует то, что уровень производства практически не меняется в течение 2005-2009 гг., стабилизировался уровень импорта, а средняя рентабельность производства составляет 5-8%.
Что же касается внешней торговли, то на субрынке белых соусов на протяжении 2006-2008 гг. сохранялась тенденция увеличения импорта майонеза и соусов на майонезной основе, в денежном выражении на 20-25% ежегодно. И только в 2009 г. объемы импорта снизились на 30%.
А вот в 2010 г. рынок демонстрирует заметный рост, что свидетельствует о выходе из кризиса. За январь-август 2010 г. объем импорта увеличился в денежном выражении на 15% — до $33,2 млн. и на 14% — до 8242,9 т в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Объемы импорта красных соусов, увеличивающиеся до 2007 г. в натуральном выражении, с 2007 г. постепенно сокращались, хотя денежные обороты росли за счет увеличения стоимости.
За январь-август 2010 г. Объем импорта увеличился на 33,5% — до $1,66 млн. в денежном и 13,4% — до 1089,99 т в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
По данным информационно-аналитического агентства «Союз-Информ», объем производства кетчупа в августе 2010 г. по отношению к предыдущему месяцу сократился на 14%, оставшись практически неизменным по сравнению с августом 2009 г. В сентябре производство кетчупа по отношению к августу сократилось на 9%. Производство кетчупа в Украине в натуральных единицах измерения увеличивалось в 2007 г. по сравнению с 2006 г. (на 5%) и в 2008 г. по отношению к 2007 г. (на 12%). По сравнению с 2008 г. сегодняшнее производство кетчупа в Украине сократилось на 16%.
Потребление кетчупа в Украине в натуральных единицах измерения за последний год заметно сократилось. Если в целом в 2009 г. по сравнению с 2008 г. потребление кетчупа уменьшилось на 17%, то в четвертом квартале 2009 г. по отношению к четвертому кварталу 2008 г. сокращение потребления кетчупа составило уже 31%.
Как отмечают аналитики «Маркетинговой компании «Синергия», один раз в неделю соусы приобретает 21% потребителей, один раз в месяц — 33% потребителей. 31% покупателей приобретают данную продукцию раз в два месяца, а 15% потребителей — один раз в три месяца. Это связано в одних случаях с интенсивностью потребления продукта отдельными потребителями, в других — с количеством соусов, приобретаемых за один раз.
Соевые же соусы, благодаря лояльности нации к японской стряпне, превысили все возможные и невозможные прогнозы и показатели. Так, импорт на субрынке соевых соусов в 2009 г. превысил экспорт в 15 раз, тогда как в 2006 г. — в 4 раза. За январь-август 2010 г. объем импорта увеличился на 112,6% — до $1489,6 тыс. в денежном и 81,98% — до 996,1 т в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Основная проблема новых игроков рынка — поиск свободной ниши ввиду существующего разнообразия соусов. Кроме того, актуальным вопросом является достижение высокого качества продукции при сохранении конкурентоспособной цены.
Для тех, кто уже закрепил свои позиции, основным вопросом остается оптимизация ассортимента, повышение эффективности сбыта, а также корректировка инвестиционных планов. Хотя со второй половины 2009 г. отдельные операторы отмечают небольшое оживление спроса на соусы, большинство из них не рассчитывает на положительные производственные показатели по итогам года. В Украине сократилось не так количество потребителей данного товара, как частота его потребления. Финансовые проблемы ритейлеров привели к тому, что в рознице сократилось количество наименований соусов, так как реализаторы предпочитают брать только тот товар, который гарантированно найдет своего покупателя.
В течение следующих 2-3 лет эксперты прогнозируют дальнейший рост долей рынка крупных игроков и вытеснение более мелких. Это связано с тем, что затраты на сбыт и маркетинг будут расти, рентабельность
бизнеса будет снижаться, поэтому выживут на этом рынке только те производители, которые смогут обеспечить большие объемы производства и продаж.
Кроме того, аналитики прогнозируют усиление борьбы за присутствие товара на полках магазинов, в том числе и через появление Private Label (частная ТМ отдельной сети магазинов). Это связано с развитием сетей, увеличением их доли в товарообороте (по сравнению с другими каналами сбыта) и привлечением покупателя путем коррекции ценовой политики.
На рынке соусов крупные производители, борясь за свой сегмент, постоянно предлагают потребителю новые виды продукции, надеясь повысить уровень лояльности к бренду в целом. Остальным приходится выживать или уходить с рынка. Данную ситуацию можно описать с помощью коммуникационных стратегий, которые применяют те или иные производители.
Теги: импорт рынки Союз-Информ Анастасия Арасланова Синергия private label бренд соусы кетчупы майонезы соевые соусы Переглядів: 1599