"Укрзалiзницю" оставили без реформ

Ринки Транспорт 13.12.2010    23:24

По итогам админреформы Министерство транспорта и связи (ныне инфраструктуры) перешло под ответственность Бориса Колесникова, что, по мнению экспертов, значительно усилило позиции политика в Кабмине. Участники отрасли хоть и нарекают на полную неожиданность реформы, но надеются на сокращение количества управленческих звеньев при централизации власти

В пятницу в рамках комплексной админреформы президент Виктор Янукович реорганизовал Министерство транспорта, создав вместо него пять отдельных ведомств: Министерство инфраструктуры, Государственную автотранспортную службу, Государственную авиационную службу, Государственную службу связи, Государственную службу морского и речного транспорта. Кроме того, со своей должности был уволен министр транспорта Константин Ефименко, а вице-премьером — министром инфраструктуры назначен Борис Колесников. По словам премьера Николая Азарова, экс-глава Минтранссвязи останется в руководстве отраслью в должности первого заместителя министра инфраструктуры, пишет "Экономические известия".

Министр инфраструктуры уже заявил о том, какие именно направления отрасли окажутся в ближайшее время под наиболее пристальным вниманием власти. «Наиболее успешно сегодня работает направление грузовых перевозок «Укрзалiзницi». Все остальное — начиная с автомобильных дорог и заканчивая воздушным пространством и наземными службами авиации — требует полной модернизации. Много лет в этой сфере была плановая экономика, а не рыночная, поэтому упадок понятен»,— заявил господин Колесников во время представления его коллективу Минтранса.

В ходе реформы вычлененные из Минтранссвязи ведомства получили статус центральных органов исполнительной власти (это коснулось всех упомянутых выше служб). Вместе с тем в указе президента оговорено, что все они подчиняются Кабмину через уполномоченного члена правительства, которым выступает вице-премьер — министр инфраструктуры. Напомним, до реформы такой статус имели лишь «Укрзалiзниця» и «Укравтодор», остальные направления функционировали в качестве департаментов в составе Минтранссвязи.

По сути, реформа напрямую подчинила все отрасли транспорта одному человеку — министру инфраструктуры, что, по мнению экспертов, значительно усилило политические позиции Бориса Колесникова в Кабмине. Так, глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко выразил мнение, что господин Колесников наряду с первым вице-премьером — министром экономического развития и торговли Андреем Клюевым вдвоем получили максимум экономической власти в новом Кабмине и стали вторыми фигурами в правительстве после премьера Николая Азарова.

Участникам же транспортной отрасли пока непросто определиться на счет того, чего ждать от преобразований. В большей части из-за того, что никаких предварительных консультаций и обсуждений накануне реформы с ними не велось. «Для авиаторов все это было полной неожиданностью. Сотрудников Госавиаадминистрации никто не информировал о готовящихся изменениях, никакие проекты законодательных актов не обсуждались»,— говорит глава ассоциации «Аэропорты Украины» Анатолий Троценко. «Неожиданной реформа была, наверное, почти для всех. Однако сейчас нельзя ничего сказать кроме того, что формально поменялась шахматка власти, а что поменяется в реальности — будет понятно только после того, как разработают положения новосозданных министерств и служб, расписав их функции и полномочия»,— подтверждает глава Ассоциации международных автоперевозчиков (АсМАП) Леонид Костюченко.

В тех отраслях, которые избавились от опеки Минтранса, законодательными сдвигами довольны. «Отнесение Службы морского и речного транспорта к центральным органам исполнительной власти — безусловно, положительный момент, поскольку повышает статус этого органа. Этого участники отрасли добивались много лет, ведь раньше морская отрасль и важные для нее решения терялись где-то на стыке между министерством, Кабмином и департаментом»,— говорит директор информационно-аналитического центра BlackSeaTrans Константин Ильницкий. По мнению эксперта, сокращение количества управленческих звеньев сделает управление отраслью более эффективным.

А вот авиаторам все равно кажется недостаточно отведенных полномочий. «Функция формирования нормативной базы все равно остается у министерства. Но там обычно все заняты железными дорогами, автодором — тем, что приносит больше всего прибыли. А авиация там никому не нужна»,— сетует господин Троценко. Напомним, Госавиаадминистрация добивается долгое время получения функций органа центральной исполнительной власти со специальным статусом (по аналогии с АМКУ или ФГИ).

Интересно, что железнодорожная отрасль оказалась не затронутой административными новшествами: в указе президента «Об оптимизации системы органов центральной исполнительной власти» «Укрзалiзниця» вообще не упоминается. Эксперты связывают это с тем, что администрации уготована особая доля — отдельное реформирование в самое ближайшее время. «Хочется верить, что «Укрзалiзницю» обошли вниманием в указе как раз потому, что ее будут реформировать по отдельной программе с преобразованием в акционерное общество. С другой стороны, админреформа — это безусловный шаг вперед в этом процессе, поскольку упорядочивает управление отраслью. По сути у министерства останутся функции формирования нормативной базы, а у служб — полномочия по управлению госимуществом»,— рассуждает глава аналитической группы консалтингового консорциума «Менеджмент консалтинг групп» (консультирует «Укрзалiзницю») Дмитрий Подтуркин.

Теги:   ФГИ инфраструктура АМКУ Пента Министерство транспорта и связи Екатерина Гребеник Укрзалiзниця АсМАП Аэропорты Украины реформы Переглядів:   1429

Читайте також:

26.12

Alibaba об'єднає активи в Південній Кореї з Gmarket

26.12

"Нова пошта" встановила новий рекорд – 2,24 млн відправлень за добу

26.12

«Ультра Альянс» став єдиним учасником тендера “Київгазу” на КАСКО