Россия претендует на месторождение на дне Атлантики

Гірничовидобуток 05.08.2011    08:42 Россия включилась в активную борьбу за минеральные ресурсы на дне Мирового океана, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье <a href="http://www.kommersant.ua/doc/1691390">На глубине сульфидных руд</a>. Международный орган ООН по морскому дну одобрил заявку РФ на проведение геологических изысканий в Атлантическом океане. Как выяснил Ъ, речь идет об одном из крупнейших в мире неосвоенных месторождений, где содержание меди и золота превышает показатели месторождений на суше в 5-10 раз. Источники Ъ в правительстве РФ отмечают, что инициативы России в освоении ресурсов Мирового океана вызваны резкой активизацией Китая.

О том, что Международный орган ООН по морскому дну (МОМД) утвердил поданную в декабре 2010 года российскую заявку на разведку минеральных ресурсов на дне Мирового океана, минприроды РФ сообщило 3 августа. Утверждение прошло на заседании 19 июля в штаб-квартире МОМД в ямайском Кингстоне. Помимо заявки РФ, были удовлетворены заявки Китая, а также островных государств Тихого океана Науру и Тонга. Это первый в истории случай, когда МОМД дает разрешения на проведение изысканий в водах Мирового океана, не относящихся к эксклюзивной экономической зоне какого-либо государства.

Как рассказала Ъ замдиректора департамента госполитики и регулирования в области геологии и недропользования минприроды Дарья Василевская, контракт с МОМД будет подписан до конца года. Срок — 15 лет с правом продления на 5 лет. Участок, который будет исследовать Россия, состоит из 100 блоков, площадь каждого — 100 кв. км. Участок РФ расположен в северной приэкваториальной зоне Срединно-Атлантического хребта. Сульфидные руды там залегают на глубине 2-4 км. Подразумевается, что Россия получит преимущественное право на освоение месторождений, пояснили в пресс-службе минприроды. Исполнителями контракта станут расположенные в Санкт-Петербурге государственные "ВНИИОкеангеология" и Полярная морская геологоразведочная экспедиция.

Как выяснил Ъ, речь идет о планах разработки одного из крупнейших неосвоенных золото-медных месторождений в мире.

"На российском участке открыто шесть перспективных объектов. Их прогнозные ресурсы — 50-70 млн т сухой рудной массы,— рассказал Ъ завотделом геологии и минеральных ресурсов Мирового океана "ВНИИОкеангеология" Сергей Андреев.— При этом содержание руды в породе в разы больше, чем на суше". По его словам, среднее содержание меди на суше — около 1%, а в глубоководных полиметаллических сульфидах на российском участке оно может составлять в среднем 2,5-10% (максимально — 30%). В тонне руды также содержится 4-10 г золота (максимально — 17 г на тонну).

По словам собеседника Ъ в правительстве РФ, Москва ставит проект по освоению руд на дне океана в один ряд с защитой интересов России при освоении потенциальных месторождений углеводородов в Арктике (определением границ континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане также занимается "ВНИИОкеангеология").

Источник Ъ в МИД РФ отмечает, что всплеск интереса Москвы к освоению залежей минералов на дне Мирового океана связан с резкой активизацией Китая. "На протяжении многих лет морские державы вели исследования морского дна в Мировом океане, не уведомляя об этом МОМД. Однако 7 мая 2010 года Китай подал официальную заявку на исследования на участке Юго-Западного Индоокеанского хребта. Тогда было принято решение ускорить нашу заявку",— отмечает собеседник Ъ.

Как рассказала Ъ Дарья Василевская, развитие проекта в ближайшие пять лет обойдется бюджету в $20-43 млн. Затраты на геологоразведку довольно скромные, полагает Николай Сосновский из "ВТБ Капитала". $20-40 млн хватает, чтобы хорошо разведать среднее месторождение на земле до 5 млн унций, или примерно 140 т. Впрочем, и в такой бюджет уложиться можно. Так, канадская Nautilus Minerals, готовящаяся в 2013-2014 годах запустить первое в мире глубоководное золото-медное месторождение Solwara-1 у берегов Папуа-Новой Гвинеи (глубина — 1,6 км), в 2010 году потратила на геологоразведку $12,4 млн, в 2009 году — $9,9 млн.

Но это без учета оборудования. Nautilus тратит в год по $25 млн только на чартер судна для геологоразведки. Аренда одного беспилотного глубоководного аппарата обходится в $3 тыс. в сутки. На этапе добычи затраты выше в разы — только одно судно для производства концентрата обойдется Nautilus в $167 млн, райзер и подъемная система — в $116 млн, буры и коллектор — в $84 млн.

Большие капитальные затраты ожидают и российских геологов. По словам Сергея Андреева из "ВНИИОкеангеология", на этапе исследования потребуется новое научно-исследовательское судно, буровой станок, а также необитаемый подводный аппарат. "Проблема в том, что в России это оборудование никто не производит. Наработки есть только у 'Севморгео', но необходим политический импульс",— полагает господин Сергеев.

Решить эти проблемы, по словам источника Ъ в минприроды, можно с помощью привлечения иностранного партнера, обладающего нужными средствами и технологиями. Наиболее вероятный кандидат — как раз Nautilus Minerals.
Теги:   Россия Мировой океан минеральные сульфиды ООН МОМД Дарья Василевская ВНИИОкеангеология Сергей Андреев ВТБ Капитал Nautilus Переглядів:   1335

Читайте також:

22.11

"ДТЕК Енерго" виготовила 11 нових прохідницьких і очисних комбайнів

18.11

NEQSOL Holding заплатив 3,94 млрд грн за ОГХК та інвестує 400 млн грн у модернізацію

16.11

Гірничорудні підприємства України наростили експорт залізорудної сировини на 96%