Кирилл Молоденков: «Дефицит авиатоплива — следствие недобросовестной конкуренции»
Транспорт 15.09.2011 11:59 Едва успев отшуметь в России, керосиновый кризис отозвался и в Украине: авиакомпании заявили о возможном подорожании билетов в связи с ростом цен на топливо, пишет "Экономические известия". Где истоки проблемы и каковы пути ее решения, «i» рассказал директор департамента бизнес-маркетинга «ООО «ТНК-BP Коммерс» Кирилл МолоденковВопрос: ТНК-BP объявила о повышении цен на авиатопливо для контрагентов. Каким будет уровень подорожания и с чем это связано?
Ответ: Причину вы знаете, ТНК-BP и другие собственники украинских НПЗ неоднократно о ней говорили — невозможность работать на рынке в неравной конкурентной среде. Заводы Таможенного союза имеют преференции примерно в $130 на тонне нефтепродуктов благодаря льготной цене на нефть. Украинские заводы таких льгот не имеют. Нефтепереработка в Украине стала убыточной. В марте Лисичанский НПЗ терял $38,5 на тонне нефтепродуктов. Из-за этого ЛИНИК максимально снизил объемы переработки нефти для украинского рынка и сдает мощности другим компаниям. В данный момент мы не можем полностью обеспечивать наших потребителей авиакеросином отечественного производства. Нам приходится импортировать авиакеросин по очень высокой цене. Импорт несет в себе высокие риски, в том числе зависимость от зарубежного производителя по ценам и по балансу. Сейчас как на внутреннем украинском рынке, так и на рынках соседних стран возник дефицит авиатоплива. Соответственно, цены выросли. Поэтому мы также вынуждены поднимать стоимость авиатоплива для наших контрагентов. Она вырастет не более чем на 15%, в среднем на $130 за тонну.
В: Каково происхождение самолетного топлива, которое дочерняя компания ТНК-BP — АТЗК — продает в «Борисполе» и других украинских аэропортах?
О: Компания ТНК-BP владеет в Украине Лисичанским НПЗ, который производит топливо ТС-1. Однако сейчас мы можем обеспечивать только 15% клиентов компании авиатопливом собственного производства. Поэтому основная часть нашего авиатоплива закупается в Беларуси (завод «Нафтан»), также небольшие объемы мы завозим из России (РНПК, ЯНОС).
Мы продаем исключительно топливо ТС и РТ-1, которое сертифицировано на украинском рынке. Если говорить о европейских заводах, они производят авиатопливо JetA1, которое пока не сертифицировано в Украине. Мы инициировали процесс сертификации топлива JetA1 в нашей стране.
В: Сколько времени может занять сертификация?
О: По нашим оценкам, от двух до четырех месяцев. Мы считаем, что украинский рынок должен быть открыт для поставок любого вида качественного топлива, пригодного для заправки воздушных судов. Это улучшит положение потребителя, поскольку конкурентная среда будет более прозрачной.
Однако рынок не должен быть чрезмерно зависимым от импортных поставок топлива. Главным фактором, который может предотвратить кризисы и повысить репутацию украинских аэропортов с точки зрения заправки самолетов, должна стать все-таки стабильность на украинском топливном рынке. При той степени зависимости рынка от импорта из России и Беларуси, которая существует сейчас, стабильности достичь невозможно. Нужно, чтобы украинские НПЗ могли нормально работать. Для этого необходимы государственные меры.
Поймите правильно, мы за то, чтобы на украинском рынке было импортное топливо. Но его пропорция с отечественным топливом крайне важна. Если у нас будет достаточно отечественного ТС, мы сможем прогнозировать его стоимость, запасы, качество и т.д. От этого выиграет и компания, и потребитель, и государство. В условиях критической зависимости от импорта нельзя прогнозировать ничего. Должен быть баланс.
6 сентября Межведомственная комиссия по международной торговле провела слушания и дала заинтересованным сторонам пять суток на предоставление аргументации в письменном виде. Компания подала всю необходимую документацию и с нетерпением ожидает решения.
В: Вы не считаете, что сами себе противоречите, выступая, с одной стороны, за приход международного авиатоплива в Украину, а с другой стороны — за ограничение импорта?
О: Никакого противоречия нет. Мы выступаем за добросовестную конкуренцию. Сейчас заводы Таможенного союза имеют неконкурентное преимущество, поскольку получают нефть без российской экспортной пошлины, т.е. намного дешевле, чем тот же Лисичанский НПЗ. Это позволяет им стремительно увеличивать объемы продаж бензина и дизельного топлива в Украине, вытесняя с этого рынка украинские заводы. Из-за этого украинские НПЗ снижают переработку или сдают свои мощности в аренду другим компаниям. Из-за этого, в свою очередь, падают объемы производства авиакеросина, который уже нельзя восполнить импортом. Все взаимосвязано. Получается, что дефицит авиатоплива — следствие недобросовестной конкуренции, при которой импортеры процветают (не вкладывая средств в производство, в его модернизацию), а отечественные заводы умирают.
В: Как вы относитесь к возможному появлению на рынке нового поставщика авиатоплива, который будет поставлять топливо производства Мажейкяйского НПЗ?
О: Повторюсь, мы поддерживаем любые процессы, направленные на добросовестную конкуренцию. Потребитель от этого только выиграет. Мы сами инициировали сертификацию JetA1, которое не производят украинские заводы. О чем это говорит?
В: Насколько велика разница во входящей цене (для АТЗК) между украинским и импортным авиатопливом?
О: Стоимость топлива наших зарубежных поставщиков значительно отличается от стоимости топлива собственного производства. Именно поэтому мы были вынуждены поднять цены для своих покупателей. Все происходит очень прозрачно, мы готовы объяснить каждую копейку, на которую подорожает топливо. Как вы понимаете, риски, связанные с импортом, состоят еще и в том, что поставщики во время кризиса дополнительно поднимают цены. С местными же заводами можно договориться.
В: Насколько нам известно, котировки авиатоплива в Европе уже долгое время не повышались, в то время как цена на топливо в Украине может вырасти…
О: Во-первых, котировки — это только индикатив, на который ориентируется рынок при ценообразовании. Во-вторых, в Европе продается топливо JetA1, использовать которое мы сейчас не можем по причине того, что оно не сертифицировано. Я уже упоминал о том, что мы инициировали его сертификацию. Сейчас в Украине существует возможность использовать авиатопливо производства российских и белорусских НПЗ. При этом в Беларуси производство РТ осуществляет только ОАО «Нафтан», основной ресурс которого идет на внутренний рынок Беларуси. Реальные цены на это топливо отличаются от европейских котировок по причине того, что заводы-производители продают со своей премией или дисконтом, в зависимости от рыночной ситуации, что в текущей ситуации стало еще более очевидно (во время дефицита дисконты понижаются, а премии возрастают, что влечет повышение отпускной цены). Более того, при расчете цены на топливо необходимо также учитывать различные затраты, связанные с доставкой топлива на рынок Украины. Досадно, когда люди, называющие себя экспертами рынка, спекулируют информацией.
В: Работает ли АТЗК исключительно по долгосрочным контрактам с авиакомпаниями, или есть и другие формы договорных отношений? Сколько долгосрочных контрактов заключено сейчас с компаниями в «Борисполе» и на какой срок?
О: Наша компания осуществляет продажи и оказывает услугу по заправке более чем 50 украинским и зарубежным авиакомпаниям, в числе которых МАУ, «Роза Ветров», KLM, Air France и т.д. Мы заключаем контракты с учетом наших корпоративных требований, сроком не более чем на год, но при этом мы имеем возможность их пролонгации. Наша цель — выстраивать долгосрочные партнерские отношения с каждым из наших клиентов.
В: Каково суточное потребление авиатоплива компаниями-партнерами АТЗК?
О: Суточное потребление достигает 400 т в пиковые сезоны, т.е. в летние и праздничные периоды, из которых в «Борисполе» — 270-300 т. Мы сейчас обеспечиваем не более 15% этого потребления за счет украинского топлива.
В: Каковы, по вашим оценкам, объемы украинского рынка авиатоплива? Прогнозируете ли рост этого рынка? При каких условиях?
О: Объем рынка авиатоплива составляет около 320-350 тыс. т в год, есть тенденция к росту. О предпосылках к развитию говорят и прогнозы по увеличению подвижности населения, и приход в Украину Low cost компаний и т.д. Я думаю, этому также будет способствовать сертификация украинских авиазаправочных компаний в соответствии с международными стандартами. Наша компания весной этого года прошла сертификационный аудит и по его результатам получила подтверждение того, что принятая у нас система менеджмента качества соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2008.
Теги: ТНК-BP Кирилл Молоденков АТЗК РНПК ЯНОС РТ-1 JetA1 Роза Ветров KLM Air France SO 9001:2008 Переглядів: 2207