Уходит еще один торговец ценными бумагами
Ринки 29.09.2011 11:58 Кризис неплатежей на фондовом рынке набирает обороты. Следом за "Вест-Капитал" и "Арсенал Капитал" его покидает "Энерджи Капитал" , пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Рынок больше не прощает. Компания не смогла рассчитаться по сделкам РЕПО во время августовского обвала рынка. В трудном финансовом положении ее собственник отчасти винит "Украинскую биржу", поскольку на площадке нет принудительного механизма исполнения сделок при большой волатильности рынка.Как и предсказывал "Ъ", банкротства на украинском фондовом рынке продолжаются. С 28 сентября "Украинская биржа" приостановила доступ к торгам ООО "Энерджи Капитал". Согласно решению правления биржи, компания не выполнила свои обязательства перед контрагентами, поэтому 22 сентября ей было предписано уплатить штраф в размере 10% от суммы невыполненных обязательств в пользу пострадавшей стороны и 1% — в пользу биржи. Однако компания штрафы не оплатила, после чего последовало ее отключение от торговой системы площадки.
Это третий случай отстранения от торгов на "Украинской бирже" за последний месяц. 5 сентября права торговать лишилось ООО "Вест-Капитал", 8 сентября — ООО "Арсенал Капитал". К 28 сентября штрафы этими компаниями так и не были оплачены, рассказал председатель правления "Украинской биржи" Олег Ткаченко: "Мы подали на них в суд, чтобы они оплатили штрафы. Я знаю, что пострадавшие стороны сделали то же".
Ситуация в "Энерджи Капитал" сложная. "Они разорились. Насколько я знаю, уволили всех сотрудников",— рассказал руководитель одной из компаний. А бывший сотрудник ООО сообщил "Ъ", что собственник и генеральный директор "Энерджи Капитал" Михаил Левченко объявил подчиненным о ликвидации еще 13 сентября. "Компания должна выступать посредником и зарабатывать на брокерской комиссии. Но сыграла жадность. Хотели заработать больше, а устоять очень сложно,— сказал сотрудник.— Считали, что все очень дешево, и рынок пойдет вверх. Риски оценены неправильно, риск-менеджмент отсутствовал".
"Наши трейдеры рассчитывали, что рынок будет расти, но он очень быстро пошел в другую сторону",— пояснил "Ъ" появление проблем господин Левченко. Основные потери ООО понесло в августе. В случившемся Михаил Левченко винит не только трейдеров, но и "Украинскую биржу": "Они должны были предусмотреть операции РЕПО с margin call, так, как это делается в России. Весь мир работает по РЕПО с margin call, иначе неясно, что это за операции с точки зрения риска. Когда условия игры непонятны, то страдают все".
По словам Михаила Левченко, решение о ликвидации компании было принято 12 сентября: "Компания находится в тяжелом финансовом положении, и мы ведем переговоры с нашими контрагентами. У нас нет клиентов. Мы намерены оплатить штрафы, но как получится". Напомним, "Энерджи Капитал" получила лицензию недавно — в мае 2010 года. Компания известна тем, что весной 2011 года получила от мажоритарного собственника мандат на продажу 12,94% акций "Богдан Моторс". Однако вскоре мандат перешел к другому торговцу.
Господин Ткаченко считает, что избежать повторения невыполнения сделок участниками торгов можно путем предоставления бирже возможности предоставления функции клиринга. Сейчас расчетно-клиринговую деятельность осуществляют депозитарии. "Когда биржа осуществляет клиринг, считает риски, то таких проблем нет",— сказал он.
Руководитель управления глобальных рынков ИК "Тройка Диалог Украина" Владимир Грищенко отмечает, что невыполнение компаниями обязательств перед своими контрагентами привело к падению доверия торговцев друг к другу и, как следствие, снижению объемов сделок по РЕПО. Глава правления ИК Eavex Capital Юрий Яковенко рассказывает, что компании предоставляют средства в кредит через такие операции только по наиболее ликвидным бумагам и с дисконтом в 50%. "Для маленьких компаний основной источник ресурсов — только сделки РЕПО",— говорит господин Грищенко. "Компании работают рискованно, а рынок сейчас такого не прощает",— подытожил руководитель одной из ИК.
Теги: фондовый рынок Энерджи Капитал ценные бумаги.Вест-Капитал.Арсенал Капитал Переглядів: 1220