Импорт автомобилей может остановиться

Авто 10.10.2011    22:50 Украинские автоимпортеры продолжают борьбу с производителями, которые намерены ввести защитные меры по ограничению импорта новых легковых автомобилей, пишет "Экономические известия". При этом вероятность введения дополнительных пошлин на импорт легковых автомобилей все еще велика

В начале июля 2011 г. Межведомственная комиссия по международной торговле, действующая при Министерстве экономического развития и торговли Украины по заявлению Ассоциации «Укравтопром» начала специальное расследование в отношении импорта легковых автомобилей с объемом двигателя 1000-2200 куб. см. По словам представителей ассоциации, украинская автомобильная промышленность получила ущерб от импорта иностранных транспортных средств.

В то же время, по информации Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), производители просили комиссию с 16 августа (через 45 дней после начала расследования) ввести спецпошлину в размере 34% от стоимости на автомобили с объемом двигателя 1000-2200 куб. см. При этом будет сохранен определенный объем поставок без пошлин, который будет жестко квотироваться. Ожидаемый срок действия ограничений — четыре года.

«Укравтопром» начиная с 2010 г. трижды пытался инициировать это расследование, что мотивировалось существенным сокращением производства легковых автомобилей на отечественных предприятиях. Согласно данным комиссии, в период 2008-2010 гг. доля импортных легковых автомобилей в потреблении выросла на 16%, а относительно производства — на 33%. В 2009 г. выпуск легковых машин снизился более чем в три раза —до 65,7 тыс. (в 2008 г. этот показатель составил 402 тыс. автомобилей).

Однако подобное снижение производственных результатов было практически во всех отраслях народного хозяйства Украины. В 2010 г. было произведено уже 75,3 тыс. автомобилей, а в текущем году показатель производства оказался еще выше — 62,9 тыс. машин за восемь месяцев текущего года, что на 57% выше показателя января-августа 2010 года. В то же время импорт легковых машин в первом полугодии 2011 г. составил 124,9 тыс. единиц.

После длительного публичного диалога между производителями и импортерами министерство приняло решение пока отложить радикальные действия, но риск введения дополнительных пошлин все еще остается. В сентябре генеральный директор ВААИД Олег Назаренко сообщил, что «Минэкономразвития показывает позитивные тенденции, желание провести объективное спецрасследование и принять взвешенное решение с учетом интересов государства и граждан».

Но, по словам директора по корпоративному и стратегическому развитию концерна «НИКО» Максима Рабиновича, угроза введения новых пошлин не исчезла, а усилилась. «Введение пошлин будет способствовать перераспределению долей на рынке, в частности, произойдет увеличение продаж локальных сборщиков и уменьшение импорта. При этом не исключена возможность, что импортеры вообще прекратят поставлять часть моделей, которые просто станут неконкурентоспособны на рынке».

Глава Renault Украина Марк Леграсье также сомневается в целесообразности введения ограничений.

«Я бы понял, если бы такие действия были инициированы в начале кризиса или во время кризиса. А когда рынок начинает двигаться вперед и возрождаться, это непонятно. Существующая сегодня 10%-ная пошлина примерно уравновешивает положение всех игроков рынка. Если пошлина будет увеличена, это полностью поменяет условия игры»,— заявил он в конце сентября в комментарии агентству AutoConsulting.

Сейчас в Украине действует импортная пошлина на готовые автомобили в размере 10%, а при введении новой ставки легковой транспорт иностранного производства подорожает и практически потеряет конкурентоспособность на отечественном рынке. Причем это касается наиболее популярных автомобилей с объемом двигателя до 2,2 л.

А вот украинские производители получат существенное преимущество и, по мнению их лоббистов, дополнительные четыре года на модернизацию производственных мощностей. Именно по их инициативе «Укравтопром» подавал заявку на проведение расследования. Инициаторами были три компании: ЗАО «ЗАЗ» (входит в корпорацию УкрАвто Тариэла Васадзе), ЗАО «Еврокар» (группа компаний «Атолл Холдинг») и ООО «КрАСЗ» (корпорация АИС).

Но участники рынка отмечают, что большая часть легкового автопрома Украины производится по методу мелкоузловой или крупноузловой сборки, осуществляемой из машинокомплектов (фактически это готовые автомобили, импортируемые в разобранном виде, при ввозе которых на таможенную территорию Украины уплачивается минимальный сбор в размере $100 с комплекта). По технологии SKD на отечественных предприятиях производятся Geely, Kia, SsangYong и Skoda. Лишь единичные модели имеют высокую степень локализации и производятся в Украине с нуля, со сваркой кузовов и окраской. Поэтому в реальности тяжело провести четкую грань между украинскими и зарубежными автомобилями.

При этом Украина уже несколько лет является полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО), поэтому любые ограничительные действия в отношении импорта и экспорта продукции со стороны стран-участниц жестко регламентируются этой организацией. В действительности чуть ли не единственная лазейка для введения таможенных пошлин — это нормы закона Украины «О применении специальных мер относительно импорта в Украину».

В нем говорится, что при возникновении угрозы значительного ущерба национальному производителю со стороны импорта можно проводить специальные расследования и применять специальные меры его защиты. Импортеры считают, что главная причина столь плачевного положения отечественных производителей состоит в их нежелании проводить модернизацию производства. При этом они говорят, что вряд ли даже крупнейшие импортеры решатся на организацию производства внутри страны.

«Наш автомобильный рынок не есть приоритетным для производителей, чтобы инвестировать средства, он слишком мал. Мы (Украина.— «i») собираем в большинстве случаев модели, которые уже сняты с производства в мире, или китайские бренды»,— говорит Максим Рабинович, добавляя, что Украина, к сожалению, не создает условий для мировых производителей, чтобы они инвестировали средства в строительство производства. При этом эксперт приводит в пример Россию, которая смогла заинтересовать иностранные компании к инвестированию в эту отрасль.

По словам автопроизводителей, чтобы получить конкурентоспособные цены, необходимо организовать сборку не менее 30 тыс. автомобилей одной модели. Но такое количество автомобилей украинский рынок не сможет потребить, а экспорт иностранных моделей из Украины ограничен.

В случае если «Укравтопром» совместно с ассоциацией все же смогут ввести новые пошлины или квотирование, то многим импортерам придется свернуть свою деятельность в Украине, так как население не будет готово покупать их автомобили по завышенным ценам. В конце сентября Олег Назаренко сообщил, что, по итогам 18-го раунда переговоров о создании зоны свободной торговли «ЕС — Украина», украинская сторона настояла на том, что в течение десяти лет (с возможностью продления еще на пять лет) в нашей стране как минимум сохранится 10%-ная пошлина на ввоз легковых автомобилей. Существуют и другие риски излишнего регулирования авторынка. Поэтому импортеры готовы активно отстаивать свои права. «Компания ТД-НИКО (официальный импортер Mitsubishi Motors в Украине) подала в суд на Минэкономразвития иск «О признании незаконными действий временной Межведомственной комиссии по международной торговле», и надеемся, что в ближайшее время нас поддержат другие импортеры»,— говорит Максим Рабинович.
Теги:   ВААИД Олег Назаренко НИКО Максим Рабинович Renault Марк Леграсье AutoConsulting ЗАО «ЗАЗ» УкрАвто Тариэла Васадзе ЗАО «Еврокар» Атолл Холдинг ООО «КрАСЗ» АИС ТД-НИКО Переглядів:   1568

Читайте також:

20.12

Україна збільшила імпорт легкових авто на 8,4%

09.12

Попит на електромобілі в Україні продовжив падіння - "Укравтопром"

04.12

У листопаді ринок комерційних авто зріс на 6%, лідером стала Renault