На базе "Укрзализныци" создадут акционерную компанию
Транспорт 27.10.2011 10:16 Правительство наконец занялось реформой "Укрзализныци" (УЗ), пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Железная дорога к реформе. В парламенте зарегистрирован законопроект о создании на ее базе государственной акционерной компании. После акционирования УЗ должна лишиться функции регулятора и получить более понятную для участников рынка и инвесторов структуру управления. Реформирование должно будет проводиться по примеру немецкой железной дороги и с учетом ошибок аналогичных реформ в России и СНГ.Вчера на сайте Верховной рады был размещен текст правительственного законопроекта N 9337 "Об особенностях создания государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования" на базе госадминистрации железнодорожного транспорта Украины ("Укрзализныця"). В случае утверждения парламентом законопроекта АО "Украинские железные дороги" может появиться в следующем году.
Компания будет создана на базе шести существующих железных дорог. Ей передадут предприятия и госдоли в обществах, чья деятельность относится к железной дороге. В частности, это государственные вагоноремонтные и электровозоремонтные заводы, которые сейчас не подчиняются напрямую УЗ. Непрофильные активы передаваться не будут, рассказал источник "Ъ", знакомый с ходом подготовки законопроекта. 100% акций новой компании будут принадлежать государству. Ей будет запрещено выпускать ценные бумаги, отчуждать и передавать в залог имущество, передавать в аренду недвижимость и приобретать доли в других хозяйственных обществах.
Создание акционерной компании позволит полностью разделить регуляторные и хозяйственные функции украинских железных дорог. "Сейчас "Укрзализныця" — это и хозяйствующий субъект, и орган власти. Такого нет ни в одной из соседних стран",— говорит заместитель руководителя Центра политического и экономического анализа Антон Кравченко. Ожидается, что на следующих этапах реформирования деятельность компании будет сфокусирована на управлении железнодорожной инфраструктурой и локомотивной тягой. Кроме того, впоследствии будут созданы дочерние компании, отвечающие за грузовые, пассажирские, пригородные перевозки и сервис. Функции регулятора (в том числе тарифная политика) будут переданы Министерству инфраструктуры и еще не созданной Нацкомиссии регулирования транспорта.
"Укрзализныця" объединяет шесть региональных железных дорог (Донецкую, Одесскую, Львовскую, Приднепровскую, Южную и Юго-Западную) и около 1,2 тыс. структурных подразделений. В 2010 году ее чистая прибыль составила около 600 млн грн, выручка — порядка 42 млрд грн.
Попытки реформировать УЗ в Кабмине предпринимают с 2006 года. Но особенно остро этот вопрос встал в 2009 году — на этом настаивал кредитор монополии ЕБРР. Тогда же правительство приняло программу реформирования отрасли до 2015 года, предусматривающую создание на базе УЗ государственного концерна. Акционировать монополию планировалось только после 2015 года (см. "Ъ" от 17 декабря 2009 года). "Но такая форма не позволила бы достичь требуемой эффективности и прозрачности. Мы бы только впустую потратили время",— рассказывает источник "Ъ". По его словам, вчера Кабмин утвердил новую программу, а реализовать ее планируется до 2019 года.
"Программа реформирования была подготовлена с помощью ЕБРР и согласована с министерством достаточно давно. Но из-за сложной политической ситуации у Кабмина не доходили до нее руки",— отмечает ведущий советник ЕБРР в Украине Антон Усов. По его словам, банк настаивал на реформе, так как существующая структура УЗ очень громоздкая, что не позволяет ей эффективно работать. "Сейчас в состав монополии входят ремонтные, охранные подразделения, предприятия общепита и многое другое. "Укрзализныце" необходимо стать компанией, а не госслужбой. Инвесторам должно быть понятно, что является основным бизнесом компании, каким образом и на что она распределяет свои средства, как работают конкретные подразделения",— говорит господин Усов.
"Укрзализныця" реформируется по примеру немецкой госкомпании Deutsche Bahn (DB). DB была основана в 1994 году путем слияния двух германских компаний — Bundesbahn (Федеральные железные дороги, ФРГ) и Reichsbahn (Государственные железные дороги, ГДР). Имеет три подразделения: "Пассажирские перевозки" (DB Bahn), "Инфраструктура и сервис" (DB Netze), "Грузовые перевозки и логистика" (DB Schenker).
"По такому же принципу в 2003 году создавались и "Российские железные дороги" (РЖД) на базе министерства путей сообщения России. Украина учла все особенности и ошибки реформирования железных дорог Германии, России и Казахстана. В частности, у РЖД изначально не было на балансе вагоноремонтных предприятий, из-за чего потом у нее возникли проблемы с ремонтом вагонного парка",— отмечает источник "Ъ", близкий к разработке проекта.
Реорганизация необходима УЗ, иначе монополия не сможет самостоятельно обеспечивать обновление своих фондов, в частности локомотивов и вагонов, говорит старший аналитики ИК "Тройка Диалог Украина" Иван Харчук. "Все пригородные перевозки в Украине остаются убыточными, поэтому очевидно, что компания должна повышать их стоимость. РЖД выделила пригородные и скоростные пассажирские железнодорожные перевозки в отдельные дочерние компании и перекладывает бремя финансирования пригородных перевозок на местные бюджеты. Рано или поздно к этому придут и в УЗ",— считает господин Харчук. По его словам, в среднем тарифы "Укрзализныци" на все виды перевозок должны повыситься за несколько лет на 30-50%.
Создание прозрачного АО, которое будет регулироваться нормами, применяемыми к публичным акционерным обществам, позволит железным дорогам получить доступ к более дешевым кредитам ЕБРР и Всемирного банка, считает Антон Кравченко. А господин Усов говорит, что банк будет готов вновь финансировать УЗ, если увидит реальные шаги по реализации реформы. "Пока непонятно, как распределяются денежные потоки между предприятиями УЗ",— добавляет Иван Харчук.
Теги: Тройка Диалог Украина Укрзализныца ЕБРР Иван Харчук Deutsche Bahn Bundesbahn Переглядів: 1693