Франции и Германии упростили налоговые переговоры
Ринки 07.12.2011 09:45
В отличие от рынков, которые восприняли действия рейтингового агентства S&P преимущественно негативно (см. стр. 6), правительства Франции и Германии вчера чрезвычайно сдержанно и фактически одобрительно отнеслись к его решению. Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель подчеркнула, что вынесенное решение находится "в компетенции агентства". А европейский финансовый регулятор ESMA заявил, что не намерен влиять на рейтинговые действия S&P и "не изучает каждое рейтинговое решение". Объявлено также, что доклад ESMA по практике работы агентств, который в ЕС ранее называли "расследованием", будет готов только к апрелю 2012 года.
Между тем премьер-министр Франции Франсуа Фийон фактически раскрыл сроки "ультиматума", выработанного накануне госпожой Меркель и президентом Франции Никола Саркози по изменениям в базовый договор ЕС,— они будут официально направлены главе ЕС Герману Ван Ромпею сегодня, таким образом, очевидно, что на саммите ЕС 8-9 декабря страны ЕС и еврозоны уже будут иметь готовые предложения по "налогово-бюджетному договору" ЕС. Исходя из заявлений господина Саркози в понедельник, он будет интегрирован в новой версии базового договора ЕС (ранее предполагалось, что достаточно будет поправок к национальному законодательству). Комментируя планы Франции на саммите во французском парламенте, господин Фийон пояснил: ожидается, что ЕС или как минимум все 17 стран зоны евро подпишут новую версию базового договора к марту 2012 года, до конца 2012 года договор после ратификации его на национальном уровне должен действовать.
С большой вероятностью решение S&P подыграло планам стран—лидеров ЕС на саммит в четверг-пятницу. При текущем развитии ситуации и практически неизбежной легкой рецессии в странах еврозоны в I квартале 2012 года те же рейтинговые действия, но растянутые во времени, наверняка были бы предприняты и S&P, и его конкурентами Fitch и Moody`s в ближайшие месяцы. Но "единоразовое" действие S&P даже смягчило возможный эффект в сравнении с цепным понижением рейтингов. На руку Франции и Германии сыграла и другая новость: S&P одновременно поставило в список на пересмотр (без изменения прогноза) рейтинги EFSF (Европейский фонд финансовой стабильности), пояснив: возможное понижение рейтинга любого крупного совладельца фонда вызовет снижение самого рейтинга фонда на одну или две ступени.
EFSF считается основным и утвержденным всем ЕС способом борьбы с европейским долговым кризисом — на всех саммитах ЕС с 2009 года альтернативы ему не рассматривались потому, что планы вложений EFSF в госдолг "проблемных" стран, кредитование бюджетных дефицитов и участие в рекапитализации банков считались исчерпывающими. Снижение рейтинга EFSF сделает практически бессмысленным дальнейшее его наращивание. Указав на возможный рост стоимости займов EFSF, S&P подталкивает страны зоны евро к "налогово-бюджетному соглашению" — альтернатива, ранее считавшаяся базовым инструментом, к весне 2012 года может стать ненадежной.
Теги: ЕС Standard & Poor’s ESMA Франсуа Фийон S&P Ван Ромпей Никола Саркози Переглядів: 1610