Вадим Пушкарев: Западные банки свою миссию выполнили

Банки Думки 09.12.2011    18:54
Глава ВТБ Банка Вадим Пушкарев называет 2011-й годом нереализованных ожиданий. Предчувствие резкого перелома тренда оказалось ошибочным. По словам банкира, следующий год будет очень сильным и, возможно, сложным в плане того, что состояние внутреннего и внешнего рынков оставляет желать лучшего. Как изменится формат рынка и на чем будут зарабатывать банки в 2012 году, в интервью «Инвестгазете» рассказал глава украинской «дочки» группы ВТБ Вадим Пушкарев. 


Каким был 2011 год для ВТБ Банка?

Сейчас мы находимся на стадии оптимизации многих процессов, но при этом сокращение персонала или сети отделений не является для нас самоцелью. Главная задача — изменить приоритеты в соотношении тех, кто зарабатывает деньги, и тех, кто поддерживает этот процесс «зарабатывания». До недавних пор последних было больше в надежде на то, что прежние темпы и условия роста восстановятся. Однако рынок изменился, и сейчас показателем эффективности банка является его прибыльность, а значит, главный актив — это люди, умеющие зарабатывать.   

На чем будут зарабатывать банки в следующем году?

Я думаю, это будет классическое корпоративное кредитование и классическая розница. Розница сейчас развивается, несмотря на попытки ограничить рост потребительского кредитования. Но мы живем в цивилизованном обществе. Хотим мы этого или нет, но в каждой семье должен быть холодильник, стиральная машина, утюг и т.д. Другой вопрос, что большинство кредитуемых товаров Украина должна бы была еще и производить. Но эта тема лежит в другой плоскости. Малый бизнес пока еще остается непривлекательным для нас сегментом в силу своей закрытости. Эти клиенты — не прозрачны, они сегодня работают не то что в тени, они сегодня в ином для нас мире. Значимая доля будет у инвестиционного направления, здесь наш потенциал гораздо выше уровня развития рынка. Однако учитывая размеры рынка и качество украинских клиентов для данного направления бизнеса, сложно сказать, каким будет результат в следующем году.

Год назад ВТБ Банк начал развивать private banking. Какие итоги?

Это направление показало очень хороший рост за последний год, что сыграло важную роль в формировании пассивной базы банка. Честно говоря, и превысило даже все ожидания. Многие наши клиенты считаются очень хорошими не только в украинских реалиях, но и учитывая подходы швейцарского private banking. В то же время нам пришлось корректировать планы по развитию за пределами Киева, ведь возникает вопрос — стоит ли развивать этот бизнес в том или ином регионе в условиях, когда идет смена региональных бизнес-элит и миграция капиталов.

Почему западные банки сворачивают свой бизнес в Украине?

Я не думаю, что западные банки уходят из Украины, потому что у них проблемы в материнских структурах, как принято сегодня многими считать. Причина в другом: ментально им сложно мириться с условиями работы в Украине. Им чужда алогичность судебных решений, они не привыкли работать в правовом поле с двойными стандартами. Кризис оголил все эти проблемы. Ранее не было такой безнаказанности, что кто-то мог взять кредит и не вернуть его. Это прекрасный бизнес — получить банковские деньги, часть из них потратить на адвокатов и суды, а все, что останется, это чистая прибыль. И парадокс в том, что все решения, которые могут приниматься по таким клиентам, принимаются исключительно в поле действующего законодательства.

Как изменится формат рынка?

Жизнь продолжается, окончание работы одних игроков — это старт для других. Освобождаются рынки, ниши, это вполне нормальный процесс, здоровая конкуренция. Начнется очередной виток развития украинских банков, появятся новые собственники, новые олигархи. Будет расти доля украинского капитала в системе в силу понимания национальной специфики и заемщиков. Это определенная революция. Западные банки свою миссию ведь выполнили, они принесли сюда технологии, знания, опыт, продукты, обучили персонал. В этом их большая заслуга. А роль тех, кто ментально знает этот рынок, будет расти.

Выдержат ли конкуренцию небольшие финучреждения?

Я всегда говорил, что маленький банк — не значит плохо. Маленький банк — это своя маленькая кухня и высокий уровень сервиса, который крупным финучреждениям из-за своих размеров часто не удается обеспечивать. В условиях тотального недоверия это приобретает особое значение, ведь для владельцев капитала очень важно лично знать руководителя банка и решать вопросы напрямую с ним, а не, например, с операционистом. А когда у вас много клиентов, это бывает физически невозможно. Мелкие банки должны заполнять те ниши, в которые в силу разных причин не идут крупные банки. В этом нет ничего плохого, каждый может быть эффективным, но условия для этого разные. Другой вопрос, что каждый банк должен взвешивать свои риски и понимать, что от него, в том числе, зависит общая система равновесия банковского рынка страны. В отличие от других рынков, на финансовом рынке, если проблемы случаются у одного финучреждения, это может повлечь за собой чреду сложностей и недоверия к другим банкам.
Теги:   ВТБ Банк Вадим Пушкарев private banking Переглядів:   1714

Читайте також:

19.12

Облікові курси банківських металів на 19 грудня від Нацбанку

19.12

Курси валют у банках Києва, Одеси, Львова та Харкова

18.12

UniCredit наростив частку в Commerzbank до 28%