Борис Магарычев: "Нельзя бороться с коррупцией снизу, не начав сверху"

Ринки Думки 20.12.2011    09:32 Пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье "Нельзя бороться с коррупцией снизу, не начав сверху"

 — Как вы оцениваете процесс декриминализации экономических преступлений, в частности контрабанды?

— У меня двоякие чувства по этому поводу. Бесспорно, опасения роста объема контрабанды абсолютно обоснованны. С другой стороны, у нас понятия часто перекручены и извращены. Под нарушения таможенных правил сегодня подпадает почти все. Мы не разграничиваем ситуации, где действительно контрабанда, а где — неумышленные ошибки при легальном ввозе товара. А их нужно различать. Если речь идет о "контрабанде" — то это попытка умышленно незаконно ввезти груз в тайнике, минуя таможенный контроль. И в таком случае нужно не смягчать, а усиливать ответственность. А если это декларирование под другим кодом, особенно касательно химической продукции, то нужно разбираться. Плюс-минус 1% содержания фосфора — и уже меняются коды, действуют другие ставки пошлины. В результате декларант получает полный набор удовольствия от общения с таможенником. В таких ситуациях, конечно, нужно упрощать.

— А как же риски развития теневого рынка?

— Объемы попыток контрабанды будут расти, потому что снизилась степень ответственности, и "игра будет стоить свеч". Если из десяти раз контрабандист попадется всего единожды и уплатит двойной штраф, то он все равно остается в выигрыше.

— Каковы экспертные оценки уровня контрабанды? Чего больше — экспортной или импортной контрабанды?

— Я не занимаюсь этим, но некоторая информация ко мне поступает. Экспортной контрабанды очень мало, нет особого смысла ею заниматься, ведь пошлин почти нет. Логично говорить о нелегальном вывозе предметов искусства, ценностей. При импорте все просто — человек уклоняется от налогов и пошлин. И это процветает, особенно на западной границе. По слухам, механизм такой: фура подъезжает к польско-украинской границе, которую уже ждут небольшие "бусики". Местные парни, которые имеют связи в таможне, выгружают и перевозят товар на территорию Украины небольшими партиями по несколько тонн. На западной границе контрабанда доходит до 20%.

— То есть речь еще идет и о коррупции чиновников?

— А контрабанды без коррупции практически не бывает. Есть, конечно, редкие случаи. Это намного сложнее и рискованнее.

— Что чаще всего завозится нелегально?

— Все, что представляет экономический интерес. Из Китая везут одежду, продукты питания, из России — нефтепродукты, химию. Через западную границу попадают электроника, предметы роскоши, стройматериалы, мебель. Порты — вообще черная дыра.

— Какова же экономическая выгода, если даже риски быть пойманным не пугают нарушителей?

— Очень много зарабатывают. Например, с одной фуры, загруженной брендовой одеждой, особенно летних коллекций, официальных платежей будет не менее $100 тыс. Вот вам и цена вопроса. А за ночь можно провести 3-5 таких фур.

— Что нужно сделать, что контрабанда не росла? Или это невозможно при существующем уровне коррупции?

— Коррупция присутствует во всех сферах и в таких больших объемах, что необходимо говорить о комплексных мерах. Нужна политическая воля, ведь нельзя бороться с коррупцией снизу, не начав сверху. Пока в Украине будут неприкосновенные, смешно говорить о том, что мы боремся с коррупцией.
Теги:   Украина Борис Магарычев Переглядів:   1344

Читайте також:

04.11

США передадуть Україні зброю та 212 бронетранспортерів Stryker у новому пакеті допомоги

04.11

Узбекистанським експортерам овочів і фруктів компенсуватимуть до 15% вартості витрат на авіаперевезення

04.11

Виторг Aon зріс на 26%, але чистий прибуток знизився на 25%