Украина в текущем МГ может экспортировать зерна меньше планируемого объема из-за проблем с его транспортировкой – УЗА
Ринки 16.01.2012 21:20 Украина за 2011/2012 маркетинговый год (МГ) может экспортировать 21 млн тонн зерна вместо официально прогнозируемых 26 млн тонн из-за дефицита вагонов-зерновозов и сложностей с оформлением документов разрешительного характера, считает президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Владимир Клименко.По его словам, на сегодняшний день в Украине сложилась "катастрофическая" ситуация с экспортом зерна, которая может привести к излишкам на внутреннем зерновом рынке к концу текущего МГ в объеме 20 млн тонн.
"Если мы до конца года (маркетингового – ИФ) будем экспортировать по 2 млн тонн, это 12 млн тонн (за полгода – ИФ) к тому, что есть (около 9 млн тонн в 2011 году– ИФ). Значит, у нас будут остатки порядка 20 млн тонн (зерна – ИФ). Это катастрофа", – сказал он на пресс-конференции в Киеве в понедельник.
Он также отметил, что операторы зернового рынка жалуются на действия Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины ("Укзализныця"), которая, по их словам, предоставляла преференции по выделению вагонов компании ООО "Хлеб Инвестбуд".
"Ряд компаний-членов ассоциации (УЗА – ИФ), обращается в ассоциацию с вопросом, что их заявки в вагонах не удовлетворяются", – подчеркнул президент УЗА.
В то же время, он сослался на оперативный приказ №35 от 2 декабря 2011 года "Укрзализницы", "в котором говорится, что для выполнения государственной программы экспорта вагоны в первую очередь выделять "Хлеб Инвестбуду".
"У нас нет государственной программы экспорта", – добавил В.Клименко.
При этом он не исключил, что в связи со сложившейся ситуацией компании-экспортеры обратятся в Антимонопольный комитет Украины и судебные инстанции с жалобой на действия "Укрзализныци".
Президент УЗА также напомнил, что с 1 января 2012 года начал действовать закон Украины "О перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности", согласно которому ветеринарные документы, карантинные сертификаты и другие разрешительные документы нужно оформлять в так называемых "единых окнах".
Этот закон, по его словам, в значительной мере усложняет работу сельхозпроизводителей и экспортеров при перевозке зерна и осуществлении экспортно-импортных операций.
"Не может "единое окно" заменить работу трех служб", – считает В.Клименко.
Как сообщили агентству "Интерфакс-Украина" источники на рынке, в "Укрзализныце" каждый месяц формируются заявки от компаний на предоставление зерновозов, однако могут произойти форс-мажорные ситуации.
"К примеру, у компании в порту стоит судно, ожидающее погрузки экспортного зерна, и длительное время оставлять его на рейде нельзя, так как это большие деньги. Поэтому "Укрзализныця" оперативными приказами выделяет дополнительные зерновозы для решения такой ситуации", - сказал собеседник агентства.
В то же время, в компании "Хлеб Инвестбуд" агентству "Интерфакс-Украина" отметили, что никакими преференциями или льготами "Укрзализныци" на поставку вагонов-зерновозов компания не пользуется.
Более того, заявили в компании, как и другие участники рынка, она часто сталкивается с трудностями и проблемами в обеспечении вагонным парком для перемещения зерновых грузов к портам.
Кроме того, в "Хлеб Инвестбуде" со ссылкой на руководство компании сообщили, что проблема нехватки подвижного состава, особенно в пиковые периоды экспортных поставок, носит объективный и системный характер.
"Заявления о каких-то льготах или преференциях компании не соответствуют действительности и являются свидетельством некорректного поведения со стороны конкурентов на зерновом рынке", – отметили в пресс-службе.
Как сообщалось, Украина с начала 2011/2012 МГ по состоянию на 4 января экспортировала 9,65 млн тонн зерновых, что на 2,86 млн тонн больше по сравнению с показателем на аналогичную дату прошлого МГ.
Согласно прогнозу Министерства аграрной политики и продовольствия, при полном обеспечении внутренней потребности и формировании необходимых переходных запасов экспорт зерновых культур в течение 2011/12 МГ может составить 26 млн тонн, из них пшеницы - 7,8 млн тонн.
Как сообщалось со ссылкой на уточненные данные регионов по состоянию на 13 декабря 2011 года, ожидаемое производство зерновых культур урожая-2011 после доработки составит более 56,4 млн тонн, что на 17,1 млн тонн больше, чем в 2010 году.
Теги: Украина Владимир Клименко Хлеб Инвестбуд УЗА Укзализныця Переглядів: 1467