Тодд Берман: Взгляд на Восток

Ринки Думки 15.02.2012    11:06
Когда в сентябре 2008 года с финансового олимпа мира сбросили одного из крупнейших небожителей — инвестиционный банк Lehman Brothers, это не только перекроило пятерку крупнейших инвестбанков мира, но и спровоцировало тектонический сдвиг в самой работе отрасли, пишет "ИнвестГазета". Спустя три года после того, как сдвиг начался, можно уже четко сказать о направлениях этого движения. В мировом секторе инвестиционного банкинга наблюдаются две выразительные тенденции.

Суть первой в том, что активность этого сектора в США и ЕС значительно сокращается. В результате финансового кризиса и других проблем банковской системы работа инвестиционных банков в «старом мире» попала под пристальное внимание — и регулирование — государственных органов. Это меняет сам механизм работы инвестбанков. Они по-прежнему занимаются сделками с долговыми обязательствами, акционерным капиталом, M&A, но теперь не могут позволить себе прежний уровень риска и значительно сокращают рисковые операции с недвижимостью. 

И хотя после слияния ряда игроков на рынке появились даже более крупные инвестбанки, все равно ряды заметно редеют. Многих уже просто не существует. Creditanstalt, Lehman, Unicredit, Royal Bank of Scotland — все они либо ушли, либо сейчас уходят из этой сферы. Lloyds и BNP Paribas значительно снизили размер своего инвестиционного бизнеса. Еще ряд крупнейших инвестбанков провели серьезные сокращения персонала. В одном только Лондоне за последние полгода 40 тыс. инвестбанкиров потеряли работу. Bank of America сокращает 30 тыс. сотрудников этого подразделения по всему миру. 

И все же пространство для роста и развития у инвестиционных банков по-прежнему есть. Ведь вторая отчетливая тенденция этого сектора — рост спроса на их услуги на быстрорастущих рынках: в Восточной Европе, Бразилии, Китае, Индии и России. Уже сейчас эти рынки становятся все более конкурентными. Клиенты из данных стран становятся требовательными к услугами, они уже более искушенные в методах работы на рынках капитала, в вопросах общения с акционерами и участия в управлении бизнесами. Они начинают уделять все больше внимания таким вопросам, как сложные структурные инструменты, оптимизация и управление уровнем долга и так далее.

Кроме того, на этих рынках все отчетливее прослеживается тенденция к увеличению числа сделок по слиянию и поглощению между компаниями из разных стран. Среди всех стран БРИК лишь компании КНР активно инвестировали за рубеж, а в последнее время к ним подключилась и Индия. Инвесторы из этого государства выходят за рубеж, приобретая активы в разных странах. И как-то незаметно для всех именно индийский бизнес стал крупнейшим корпоративным инвестором в Великобритании.

Участие российских или украинских компаний в инвестициях за рубежом было куда меньше. За последние пять лет состоялось всего несколько трансграничных сделок, в которых украинские бизнес-группы приобретали международных игроков. Среди них покупка «Метинвестом» United Coal Company (США), Promet Steel (Болгария), Spartan UK (Великобритания), Trametal (Италия); приобретение ИСД компаний Huta Stali Chestochowa (Польша) и Dunaferr (Венгрия); покупка группой «Приват» австралийской компании Consolidated Minerals и немногие другие.

Но теперь ситуация будет меняться. Довольно скоро вы увидите российский и бразильский бизнес в качестве активного игрока в сделках M&A во всем мире. Исключением из этой тенденции — роста активности международных инвестбанков на развивающихся рынках — является лишь Украина. Рынок M&A в ней почти замер, средний размер сделок значительно падает, интерес иностранных инвесторов к рынку совсем невелик. Доминируют небольшие по размеру или точечные крупные в стратегических отраслях сделки (ИСД, «Запорожсталь»). Причины — в комбинации факторов политической стабильности и экономического роста в вашей стране. А нет сделок — нет и работы для крупных международных инвестиционных банков.

Поэтому многие их них уже стали покидать Украину. Даже бизнес и банки Восточной Европы готовы вкладывать капитал в Украину сейчас куда меньше, чем еще полгода назад. В результате, вместо того чтобы «про запас» держать офис в Киеве, ряд международных инвестбанков решили сосредоточиться на конкретных возможностях на других рынках.

Думаю, это не предел, и мы еще услышим новости об аналогичных решениях других представителей этой отрасли. Стратегия Сбербанка России совсем иная — мы планируем и дальше работать и расширять свой бизнес в вашей стране, но общий фон настроений инвестиционных банков в Украине сложно не замечать. Если правительство хочет что-то исправить — пора всерьез браться за дело, откладывать дальше нельзя.

 Тодд Берман, управляющий директор, глава управления инвестиционно–банковской деятельности ИК «Тройка Диалог»
Теги:   Метинвест Тройка Диалог Сбербанк России United Coal Company Запорожсталь Royal Bank of Scotland UniCredit Тодд Берман Promet Steel Creditanstalt Lehman Переглядів:   1848

Читайте також:

18.01

Головою наглядової ради НАЕК «Енергоатом» став екс-міністр енергетики Литви

18.01

Найближчими днями в Києві вдень 3-5° тепла

18.01

У Києві відкрили посольство Албанії