Константин Стырин: Кризис. Вслед за югом Европы дрогнула Великобритания
Ринки Думки 20.02.2012 16:03 Источник: Forbes: Андрей ВырковскийБремя обслуживания госдолга может стать для экономики Британии непосильным грузом, как это произошло с Грецией
В минувший понедельник агентство Moody’s Investors Service понизило рейтинги ряда европейских стран и изменило на негативные прогнозы рейтингов ряда других. В частности, был изменен на негативный прогноз рейтинга Великобритании. Названы две основные причины такого решения применительно к этой стране. Во-первых, имеются объективные потенциальные сложности с претворением в жизнь намеченного плана по фискальной консолидации с целью оздоровить госфинансы, т. е. уменьшить бюджетный дефицит и вывести госдолг на разумную устойчивую (sustainable) траекторию. Во-вторых, начавшаяся рецессия в Европе угрожает сокращением спроса на британский экспорт, который на сегодня выступает в качестве основной движущей силы экономического роста в Великобритании.
Уменьшение бюджетного дефицита обычно достигается путем повышения налогов и/или сокращения правительственных расходов. В условиях, когда экономика растет неуверенно — а по итогам 2011 года британская экономика выросла на величину порядка 1% — обе этих меры способны вызвать рецессию. Поскольку фискальные ориентиры, такие как бюджетный дефицит или объем госдолга, формулируются, как правило, в долях ВВП, то арифметически сокращение выпуска будет требовать еще более жесткой фискальной консолидации, что, в свою очередь, будет только усиливать рецессию. Коль скоро такой сценарий представляется вполне реалистичным, то следует ожидать, что при неблагоприятном развитии событий британское правительство будет вынуждено временно отклониться от заявленных ориентиров, с тем чтобы не делать рецессию чересчур болезненной.
Это, в свою очередь, приведет к тому, что объем госдолга, который на сегодняшний день составляет порядка 80% ВВП, будет дольше оставаться на траектории роста. Большой по величине и растущий госдолг — это проблема, т. к. правительство вынуждено отвлекать все большую долю налоговых поступлений на его обслуживание, что ложится бременем на всю экономику. После прохождения определенной критической черты бремя обслуживания госдолга может стать для экономики непосильным, как это произошло с Грецией. В такой ситуации оказывается неизбежным если не дефолт, то частичное списание задолженности, т. е. убытки для кредиторов. Бесспорно, Великобритания все еще далеко от этой критической черты, но снижение прогноза кредитного рейтинга этой страны отражает обеспокоенность агентство Moody’s тем, что в силу объективных и политических факторов реализация плана фискальной консолидации может затянуться, что несколько приблизит экономику к вышеупомянутой критической отметке.
Развитие экономической ситуации в Европе влияет на экономику Великобритании, потому что европейский рынок является одним из наиболее важных для ее экспортеров. В нынешней ситуации экспорт является практически единственным фактором роста совокупного спроса этой страны. Действительно, потребление растет неуверенно из-за обремененности населения долгами и высокой безработицы. Несмотря на низкие процентные ставки, рост инвестиций тормозится неопределенностью и отнюдь не радужными перспективами роста деловой активности и спроса в ближайшей перспективе. Фискальные рычаги (снижение налогов, рост правительственных расходов) как способ стимулирования совокупного спроса уже не могут быть задействованы по очевидным причинам. Начавшаяся рецессия в Европе угрожает благополучию британской экономики, а значит, делает задачу стабилизации с последующим сокращением объема госдолга еще более трудновыполнимой в краткосрочной перспективе.
Понижение прогноза кредитного рейтинга Франции на отрицательный обусловлено схожими причинами. Дополнительным соображением, побудившим Moody’s принять такое решение, является тот факт, что французские банки держат на своих балансах достаточно большие — например, по сравнению с германскими банками — объемы суверенных облигаций потенциально уязвимых эмитентов, таких как Италия и Испания. Это означает, что при неблагоприятном развитии событий на финансовых рынках (такие эпизоды уже случались применительно к этим эмитентам, когда рыночные доходности по этим облигациям росли, а сами облигации падали в цене) французские банки — держатели этих облигаций —рискуют понести потери. В результате возникнет вполне реальная перспектива банковской паники, когда клиенты, обеспокоенные состоянием финансового здоровья банков, начнут массово отзывать свои вклады. В таких ситуациях, стремясь не допустить полномасштабного банковского кризиса, правительство обычно предпринимает шаги по рекапитализации банков, как правило, за счет денег налогоплательщиков (недавние примеры: США, Великобритания, Ирландия).
По существу, это означает, что помимо явных долговых обязательств у правительств с точки зрения имеются неявные, или условные, обязательства (contingent liabilities), которые станут явными, если события начнут развиваться по неблагоприятному сценарию.
Спонтанный дефолт по долгам уязвимых стран, таких как Греция, если он произойдет, откроет ящик Пандоры, создаст прецедент и заставит инвесторов усомниться в решимости европейских лидеров не допустить неконтролируемого распада еврозоны. Если такое случилось с Грецией, то почему это не может произойти с Португалией, Испанией и другими потенциально слабыми звеньями? Начнется массовый вывод капитала из активов проблемных стран. Это будет приводить к убыткам банки благополучных стран, вынуждать правительства к шагам по их спасению. Результатом этого станет рост бюджетных расходов, отсрочки в реализации планов фискальной консолидации и стабилизации долга и последующее снижение суверенных рейтингов.
Теги: Константин Стырин Moody’s Investors Service Переглядів: 1797