Против течения

Ринки 27.02.2012    12:30
Дефицит российского топлива делает реальными планы Украины по закупке газа с нетрадиционных рынков Запада и Юга, пишет "ИнвестГазета". Сколько сэкономит государство, если развернет свои газопроводы?

Когда в 2009 году Россия перекрыла Украине вентиль, отечественные инженеры провели небывалый эксперимент: за 36 часов они перевели газотранспортную систему в реверсный режим, с запада на восток, чтобы поставлять топливо из подземных газохранилищ в промышленные регионы. «Специалисты в мире раньше знали, что такое возможно, но никогда не пробовали, тем более с такой огромной ГТС, как наша», — говорит директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар.

Трубопроводы Словакии, Польши, Венгрии, Румынии, Болгарии еще до недавнего времени были построены таким образом, что по ним мог идти только газ из России. Опыт Украины вдохновил страны Восточной Европы, и они на практике применили уход от монополии «Газпрома». И не зря. Нынешней зимой россияне в очередной раз посадили европейцев на голодный паек, так как сами едва справлялись с тем, чтобы обогреть свою страну. Недопоставки топлива в Европу в некоторые дни достигали 36% от законтрактованных объемов. Эксперты предупреждают: как только этот показатель достигнет 50%, операторы европейских ГТС включат аварийный реверс и начнут закупать голубое топливо на Западе.

Теперь и у Украины есть возможность качать газ не только из западноукраинских подземных хранилищ, но и с нетрадиционных рынков: с Запада и с Юга транзитом через Словакию, Венгрию и Румынию. Премьер-министр страны Николай Азаров несколько раз заявлял, что уже почти договорился с потенциальными поставщиками топлива, но до недавнего времени такие сообщения воспринимались скорее как элемент газового противостояния России. Но вот после того, как «Газпром» столкнулся с дефицитом собственного газа, перспектива альтернативных трубопроводных поставок стала более реальной. Источник «Инвестгазеты» в компании «Укртрансгаз» подтверждает, что такие переговоры действительно ведутся, и отмечает, что, в частности, в документах, подписанных во время визита турецкой делегации в Украину 15 февраля, зафиксировано намерение разработать механизм реверсных поставок газа.

На чужом опыте

Одной из первых стран, научившихся обходиться без российского топлива, стала Чехия. Праге помогло выгодное географическое расположение в центре Европы, а также то, что ее газотранспортная система принадлежит немецкому концерну RWE — давнему конкуренту партнера «Газпрома» компании E.ON-Ruhrgas. У немцев был свободный газ в подземных хранилищах, но поставить его в Чехию они не могли. Поэтому RWE занялся перестройкой чешской ГТС. В концерне говорят, что теперь ее можно повернуть в том направлении, в каком в этот момент выгодно качать топливо. В результате Чехия не только обеспечила себя газом, но и готова в случае необходимости транспортировать его в значительном количестве в соседнюю Словакию и дальше по газопроводу — в Украину.

Подобные работы провели и другие восточноевропейские страны: теперь их трубы могут работать в двух направлениях. Необходимые для перевода ГТС в реверсный режим инвестиции невелики по сравнению с сооружением новых трубопроводов. Европейские страны потратили на это по 2-6 млн. евро каждая. Но иногда необходимо дополнительно построить так называемые интерконнекторы, или «перемычки» между ГТС различных стран. Они призваны связать абсолютно все европейские газовые объекты и позволить прокачивать необходимое количество топлива из любой точки в любом направлении. Здесь инвестиции значительно увеличиваются — до сотен миллионов евро. У Украины подобное сообщение есть фактически со всеми соседними странами, кроме Беларуси.

Первый интерконнектор премьеры Польши и Чехии Дональд Туск и Петер Нечас открыли в сентябре прошлого года. Его мощность равна 0,5 млрд. кубометров газа в год. Это намного меньше общего польского импорта, который составляет 10 млрд. кубометров. Но в перспективе мощность можно увеличить в шесть раз. Польское правительство планирует заполнить интерконнектор норвежским топливом.

Лишь «перемычка» может спасти от монополии «Газпрома» Литву, которая не является транзитной страной, и поэтому на реверс рассчитывать не может. Литовцы уже договорились с Польшей о строительстве газопровода GIPL, который с 2018 года сможет поставлять в страну 2,3 млрд. кубометров топлива — это около 70% ее потребностей. Остальной объем правительство намерено покрыть за счет строительства терминала по приему сжиженного газа в Клайпеде. Но уже сейчас «Газпром», опасаясь потери рынка в этой стране, согласился на 2012 год предоставить Литве 15%-ную скидку на газ.

Виртуальная прокачка

Еще более интересный способ разрушения газовых монополий придумали в конце 2010 года, когда «Газпром» шантажировал Польшу недопоставками топлива. Тогда российский монополист требовал от поляков заключить с ним невыгодный контракт со слишком большими объемами поставок и высокими ценами. Газ был нужен срочно, а страна на тот момент не имела технической возможности получать его с Запада. Крупнейший газопровод «Ямал — Европа», польский участок которого почти наполовину принадлежал «Газпрому», развернуть в реверсном направлении было нереально. А это являлось необходимым условием для того, чтобы качать газ из Германии.

Тогда правительство решило перейти из технической в юридическую плоскость. Сославшись на энергетическое законодательство ЕС, оно потребовало от оператора трубы провести «виртуальный реверс» немецкого топлива. Это означало, что фактически поляки отбирали для своих нужд российский газ из транзитной трубы. Но при этом формально он считался прокачанным из Германии. С тех пор Польша активно применяет этот механизм, и даже начала сама выставлять ультиматумы «Газпрому». Так, в конце прошлого года она потребовала снизить цену на газ, в противном случае пообещала запустить виртуальный реверс на полную мощность (2,5 млрд. кубометров в год).

По своему рецепту

Все эти механизмы применимы и в Украине. Отечественная ГТС еще с 2009 года готова работать в реверсном направлении, и нужно только провести еще несколько тестовых исследований, чтобы проверить ее на прочность. После этого можно договариваться с партнерами о трансграничном реверсе.

Теоретически качать газ в Украину в реверсном порядке реально из двух источников. Во-первых, с Запада, из австрийского «хаба» Баумгартен — газового перекрестка, в который стекаются потоки российского, алжирского, норвежского, немецкого и голландского топлива. Именно в этом месте определяются спотовые цены на газ. Во-вторых, с Юга — с Турции, которая сейчас имеет топливный профицит. Она закупает топливо в Азербайджане, России, Туркменистане (через Иран), а также в сжиженном виде на средиземноморском рынке. Частью этого ресурса турецкая государственная компания Botas готова поделиться с Украиной.

В западном проекте стоит рассчитывать, скорее всего, на реальный реверс газопровода, ведущего из Украины в Словакию. Энергетические ведомства стран даже рапортовали о переговорах по тестированию такого режима работы. В южном же варианте, по мнению аналитиков, более вероятен «виртуальный реверс», так как получить согласие всех транзитеров — Румынии, Болгарии и Молдовы — на физический разворот одной из ниток газопровода будет сложно. «Больше всего препятствий может быть со стороны «Молдовагаза», который на 50% принадлежит «Газпрому». А на виртуальный реверс согласия третьих сторон не надо», — констатирует Михаил Гончар. В то же время источник в «Укртрансгазе» уверяет, что пока с турками обсуждается только физический реверс.

Согласно оценкам эксперта по энергетике Валентина Землянского, стоимость транспортировки топлива из Баумгартена составляет около $70 за тысячу кубометров, из Турции — около $50. При текущих спотовых ценах на газ его стоимость на западной границе Украины составит $423 при реверсе из западного направления. Это не намного ниже стоимости российского топлива — $430, но за последние полгода спотовые цены бывали еще ниже, чем в «Газпроме». Соответственно, большей была выгода от реверса. Определить цену газа из Турции сложно, поскольку ее госкомпания не обнародует условий своих контрактов. Из Словакии мы могли бы получать до 20 млрд. кубометров газа, что составляет чуть менее 2/3 годового импорта, и еще 3-5 млрд. кубометров из Турции. Таким образом, в год Украина могла бы экономить на реверсных поставках через Словакию до $800 млн., если бы разница в цене между российским и спотовым газом держалась на уровне начала января (тогда она была наиболее очевидна).

Когда это заработает

Настройка реверса позволит Украине как минимум эффективно противостоять отключениям газа во время возможных «газовых войн». «Для полного покрытия потребностей нашей страны в зимнее время необходимо импортировать около 100 млн. кубометров в сутки. С таким объемом легко справится ГТС Словакии», — уверяет гендиректор консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Достаточно лишь закончить переговоры и трансграничные испытания.

Но полного перехода Украины на западное топливо достичь намного сложнее. «В Европе пока никто не сможет обеспечить такие объемы. Например, в Чехию норвежское топливо тоже попадает в небольшом количестве, и страны рассматривают его именно как возможность для избежания кризисных ситуаций. Для того чтобы сделать возможными «длинные» поставки, необходимо расширять пропускную способность сетей в Центральной Европе», — отмечает Михаил Гончар.

Однако все эти препятствия исчезнут, если будут построены газопровод «Южный поток», сооружение которого лоббирует «Газпром», или «Набукко», поддерживаемый ЕС. Оба этих проекта призваны доставлять газ в «хаб» в Баумгартене, в котором возникнет профицит топлива, а это даст возможность поставлять его в Украину в больших количествах. «Еще вчера «Газпром» мог не беспокоиться о топливных рынках Болгарии, Словакии, Польши, Украины и Молдовы. Через десять лет доля российского газа на этих рынках может снизиться до 25% и ниже, — уверен Корчемкин. — Между тем задача удержания рынков решается очень просто. «Газпрому» нужно всего лишь отказаться от реализации убыточного проекта «Южный поток».

Реверс станет просто необходимым в случае, если дефицит топлива в «Газпроме» и дальше будет расти. С 1993 года, когда российская компания добыла рекордный объем в 578 млрд. кубометров газа, в 2011-м она опустилась до 510 млрд. кубометров. «Одновременные холода в России, Украине и Евросоюзе показали неспособность российского монополиста увеличить добычу газа и не думать о «каких-то» 50-60 млн. куб. м в сутки. С «Газпромом» случился газовый «инфаркт», — ставит диагноз российскому монополисту эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук. При этом Россия все равно требует от Украины увеличивать закупки голубого топлива, добавляет он.

Пока цена «реверсного» газа для нас не является намного выгоднее цены «Газпрома». Но сама возможность альтернативных поставок может сделать российскую сторону более уступчивой в переговорах с Украиной о газовых тарифах. Пример тому — Литва, Польша и другие европейские страны.




Теги:   Нафтогаз Газпром ГТС Николай Азаров Укртрансгаз Номос Переглядів:   1210

Читайте також:

21.01

Лідер експрес-відправлень в Україні “Нова пошта” за рік збільшила обсяг доставки на 16%

21.01

Інфляція в єврозоні в грудні прискорилася до 2,4% річних

21.01

Споживчі настрої українців у грудні 2024 року майже не змінилися