"Азовмаш" обвиняют в незаконных поставках в Россию
Ринки Машинобудування 26.03.2012 08:50 Российские вагоностроители обвинили "Азовмаш" в том, что он обходит запрет на поставки своей продукции в страну, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Вагоны пошли в обход. В своей жалобе в госдуму РФ они сообщают, что на российском Армавирском заводе тяжелого машиностроения была налажена сборка вагонов из украинских деталей. На заводе уверяют, что не нарушали запрет, а участники рынка считают, что российские вагоностроители пытаются использовать ситуацию для ослабления конкурента."Объединение вагоностроителей", в которое входят почти все крупные производители вагонов в России, пожаловалось (у "Ъ" есть копия письма) комитету по промышленности госдумы РФ на Армавирский завод транспортного машиностроения (АЗТМ). Организация просит инициировать "запрос в правоохранительные и регулирующие органы для получения информации о мерах, принимаемых для исключения поставок в РФ некачественных вагонов" из Украины.
После аварии на Дальнем Востоке в начале февраля РФ запретила поставки вагонов из украинского литья (см. "Ъ" от 7 февраля). Основные претензии были предъявлены к литью компании "Азовэлектросталь", входящей в "Азовмаш". В объединении считают, что "холдинг "Азовмаш" с целью ухода от наложенных ограничений просто переместил основной объем выпуска на российскую сборочную площадку" — АЗТМ. В организации подчеркивают, что продукция завода идентична украинским вагонам и "производится по тем же чертежам".
Более того, в "Объединении вагоностроителей" предполагают, что АЗТМ подконтролен "Азовмашу". По заявлению президента компании Александра Савчука, по 25% предприятия принадлежит ему и народному депутату Юрию Иванющенко (Партия регионов), 50%+1 акция находятся в госсобственности. Вице-президент "Объединения вагоностроителей" Василий Варенов уточнил "Ъ", что письмо "не утверждает эти факты", но "требует провести проверку". "Если схема существует, то запреты на некачественные вагоны оказываются бесполезными, поскольку их можно собирать в России и продавать как российскую продукцию",— отметил он.
В РЖД уточнили, что действие сертификата соответствия вагонов "Азовэлектростали" по-прежнему приостановлено и если на АЗТМ действительно поставляется литье с "Азовэлектростали", выпущенные заводом вагоны нельзя использовать. "АЗТМ может покупать литье, но эксплуатировать вагон, действие сертификатов на детали которого приостановлены, нельзя",— пояснили в РЖД. Первый зампред комитета российской госдумы Владимир Гутенев подтвердил получение письма, добавив, что комитет должен "проверить все факты" и направит запросы в адрес АЗТМ и РЖД.
Глава АЗТМ Олег Лучков назвал заявления организации неправдивыми. "АЗТМ выпускает сертифицированные вагоны. Никакой крупноузловой сборки из комплектующих "Азовэлектростали" не идет",— заверил топ-менеджер. Он уточнил, что АЗТМ действительно закупает боковые рамы, надрессорные балки "и другое литье" у "Азовэлектростали", но "это детали с действующими сертификатами соответствия, отличные по модификации от тех, сертификаты на которые приостановлены". Олег Лучков добавил, что мощностей АЗТМ (1,8 тыс. вагонов в год) "просто не хватит, чтобы переместить на него основной объем выпуска "Азовмаша"", и увеличения объемов поставки комплектующих на завод из Украины в последние месяцы не происходило. На самой "Азовэлектростали" "Ъ" заверили, что "описанная схема не соответствует действительности".
Ряд источников "Ъ" в отрасли полагают, что "на волне общих опасений за качество украинских вагонов" российские производители "просто пытаются защитить рынок и ввести дополнительные протекционистские меры". В апреле 2011 года "Объединение вагоностроителей" уже обращалось в правительство РФ с просьбой принять жесткие меры к украинским поставщикам "некачественного литья". Предлагалось ввести временный запрет, либо пошлины на ввоз украинских вагонов, а также жестко контролировать качество литья путем авторского надзора на украинских предприятиях. Глава "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров тоже считает, что "схема, изложенная в письме, очень сомнительна, поскольку вагоны получают уникальные номера и использование несертифицированного литья можно быстро отследить". При этом, добавляет эксперт, "учитывая невысокие мощности АЗТМ, никакой серьезной выгоды от таких рисков для "Азовмаша", который может выпускать до 2 тыс. вагонов в месяц, нет".
Теги: Партия регионов РЖД Азовмаш АзовЭлектроСталь Infoline-аналитика Объединении вагоностроителей АЗТМ Переглядів: 1749