Российские нефтяники сократили поставки в страну
Ринки 11.04.2012 08:38 У Европы возникли проблемы не только с российским газом, но и с нефтью. Прокачка нефти в Чехию по нефтепроводу "Дружба" отстает от плана, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Нефть по "Дружбе" не дошла до Чехии. В "Транснефти" подчеркивают, что технических проблем нет, от поставок отказываются нефтяники. На рынке полагают, что компании намерены использовать запуск нового нефтепровода БТС-2 для давления на потребителей Urals в Европе, чтобы добиться повышения цен. А конфликтная ситуация негативно скажется на финпоказателях как "Укртранснафты", так и "Нафтогаза", отмечают эксперты.Поставки российской нефти в Чехию с начала апреля существенно отстают от экспортных графиков. С 1 по 8 апреля прокачано лишь 15% месячного объема. Как пояснили "Ъ" в "Транснефти", во II квартале квоты на прокачку получили "Лукойл" и "Роснефть" (по 500 тыс. т), "Газпром нефть" (200 тыс. т). Однако "Лукойл" и "Роснефть" отказались от поставок в Чехию, предпочтя альтернативные направления. В апреле в Чехию предполагалось прокачать 350 тыс. т. На сегодня законтрактовано 80 тыс. т, из которых 60 тыс. т уже прокачано. Оставшиеся 20 тыс. т "Транснефть" прокачает в ближайшие три дня. В "Транснефти" надеются, что Чехия использует это время, чтобы заинтересовать российские компании более выгодными условиями поставок.
Сокращение поставок нефти вызвало обеспокоенность Чехии. Глава департамента энергобезопасности МИД страны Вацлав Бартушка (его цитирует Reuters) заявил, что она уже начала использовать государственные нефтяные резервы, а также увеличила поставки нефти по альтернативному маршруту — через трансальпийский трубопровод TAL-IKL. По версии Unipetrol, крупнейшего в Чехии нефтепереработчика, причина сокращения поставок — "организационные и технические проблемы российской стороны". Нефть в Чехию прокачивается по нефтепроводу "Дружба", принадлежащему "Транснефти". Но компания уверяет, что технических проблем нет, "пропускные мощности компании способны обеспечить все запросы конечных потребителей".
По словам участников рынка, у российских нефтяников традиционно были сложные отношения почти со всеми контрагентами, получающими нефть по "Дружбе". Потребители в Европе хотели, чтобы цена этой нефти была сопоставима с ценой нефти на альтернативных направлениях экспорта из России (экспортный netback). Российские компании настаивали на цене, сопоставимой со стоимостью нефти для европейских НПЗ из альтернативных источников (импортный netback). При ограниченной пропускной способности нефтепровода, обусловленной в том числе и запуском Украиной в аверсном режиме одной из двух ниток "Дружбы" на участке Одесса—Броды, у российских компаний не было выбора. Запуск БТС-2 с терминалом в Усть-Луге, совокупная мощность которого составляет девять танкеров, или 900 тыс. т, нефти в месяц, предоставил им не только альтернативное направление экспорта на Запад, но и профицит транспортных мощностей. Позиции российских экспортеров усилились, а экспорт по "Дружбе" стал менее выгодным.
Для участников рынка не стало сюрпризом, что сокращение экспорта по "Дружбе" в одну из европейских стран будет использовано российскими компаниями для пересмотра условий поставок по всему нефтепроводу. Чехия стала идеальным претендентом на эту роль. Она является конечным пунктом южной ветки "Дружбы" после Словакии, и сокращение поставок не ущемит других потребителей. Кроме того, раздробленная структура собственности чешских НПЗ исключает преждевременную конфронтацию с такими региональными монополистами, как венгерская MOL или литовская Orlen.
Директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн заявил "Ъ", что в результате конфликта снизится и транспортировка нефти через территорию Украины. Он напоминает, что объем транзита нефти уже уменьшился за два месяца 2012 года на 12,5%. "Из-за проблем Чехии и России по итогам года падение объемов прокачки будет еще большим, что негативно отразится на финансовых показателях как "Укртранснафты", так и "Нафтогаза" в целом",— отмечает господин Куюн.
Теги: Нафтогаз Лукойл Сергей Куюн Роснефть Транснефть А-95 Дружба Укртранснафть Вацлав Бартушка Переглядів: 1439