Виталий Антонов : КСО. Президент "Галнафтогаза": Единожды "сдрейфишь", и твое место займет кто-то более ответственный
Ринки Думки 27.04.2012 11:59 Проект "Ответственное лидерство" Центра "Развитие корпоративной социальной ответственности" и портала delo.ua завершает публикацию интервью с руководителями ведущих украинских компаний, пишет "Дело".10 топ-менеджеров — 10 разных взглядов на ответственное лидерство.
C 25 апреля по 10 мая на портале delo.ua можно голосовать за того ОТВЕТСТВЕННОГО ЛИДЕРА из этой десятки, который показался вам наиболее убедительным.
Свою позицию высказали Марк Ле Грасье, гендиректор "Рено Украина", Владимир Шаров, экс-глава представительства Intel в Украине (возглавил в апреле украинский офис GlobalLogic), Грег Краснов, гендиректор Platinum Bank, Алексей Кредисов, управляющий партнер "Эрнст энд Янг" в Украине, Дмитрий Шимкив, гендиректор "Майкрософт-Украина", Кестутис Слиузас, генеральный директор "Тетра Пак Украина", Алла Савченко, президент аудиторской компании BDO в Украине, Наталья Бочкова, гендиректор DHL Express в Украине, Дарио Маркетти, гендиректор "Данон Украина".
Сегодня в проекте "Ответственное лидерство" — Виталий Антонов, президент и глава наблюдательного совета "Концерна Галнафтогаз".
Виталий, чем, по-вашему, отличается ответственный лидер от просто лидера?
Исходя из своего альпинистского прошлого, могу сказать, что лидер — это всегда не только и не столько приятность и почетность идти первым, но и постоянная ответственность. Ответственность за тех, кто тебе поверил, пошел за тобой. Ответственность выбора маршрута, бремя постоянного внимания к происходящему на маршруте.
А иногда это и нелегкая функция арбитра. Быть лидером — это быть в постоянном тонусе. Если единожды ты отступишь или "сдрейфишь", твое место займет кто-то более подходящий, более ответственный.
Лидерство — это категория, которая априори предусматривает такое качество, как ответственность. В противном случае, если нет ответственности, это уже не лидер, а некто больше напоминающий тирана или фюрера. Человек становится лидером благодаря таким своим качествам, которые убеждают окружающих поверить ему и добровольно делегировать ему функции организующего начала.
Если все сказанное перенести на бизнес, то сегодня в бизнесе быть лучшим — это означает не только делать качественно свою работу, но и разделять с обществом его проблемы и ценности. В открытом обществе, на свободном рынке лидер — это всегда ответственность.
Виталий Антонов
Как считаете, в чем глава компании должен лично принимать участие — имею в виду нерыночные активности корпорации? В чем лично участвуете вы?
Если социальная ответственность является одной из составляющих стратегии компании, то руководство обязательно должно быть вовлечено в это, как и во все другие стратегические бизнес-процессы. К примеру, у нас, в "Концерне Галнафтогаз", вопрос о присоединении к Глобальному договору ООН обсуждался на уровне наблюдательного совета. Я также был среди подписантов декларации Go green. (На фото: Виталий Антонов подписывает декларации Go green.)
Но, казалось бы, очень локальная акция…
А это как раз пример того, как можно малыми шагами прийти к значительным переменам. Да, все началось с подписания четыре года назад декларации и внедрения принципов "зеленого офиса" в головном офисе компании в Львове. А сейчас этот мелкий вначале проект превратился в целое корпоративное движение. Он уже отразился, кроме офисов, на инженерных планах наших заправочных станций и нефтебаз, стимулировал строительство новых бизнес-процессов. Сегодня мы уже дошли до построения "зеленых" коммуникаций с нашими клиентами.
Когда мы приняли решение создать логистическую компанию для эффективного обеспечения товарами нашей сети ОККО, то поставили перед этой компанией задачу централизованного раздельного сбора отходов — макулатуры, полиэтилена.
А сейчас вопрос раздельного сбора отходов вышел у нас на новый уровень: если раньше на каждой заправке мы ставили контейнеры для раздельного сбора (для бумаги отдельно, для политилена отдельно), то сегодня мы централизовано собираем вторсырье из своих АЗК. Кстати, здесь мы четко видим, как отстает отечественная переработка вторсырья.
Опять же, когда профильные министерства вынашивали идею о введении заградительных пошлин на импорт в Украину более качественных и, соответственно, более экологических нефтепродуктов стандарта ЕВРО-5 и ЕВРО-4, я лично принимал участие во встречах, убеждал, почему этого делать не стоит и где от этого общество получит вред.
В Харькове перед оперным театром
Автомобиль для "Социального такси" во Львове.
На уровне руководства принималось также и решение о запуске программы "безбарьерность" (суть проекта — сделать все заправки "ОККО" доступными для людей с особенными потребностями. — delo.ua). Идея "безбарьерности" согласуется с миссией нашей компании — максимально удовлетворять потребности наших клиентов. А среди наших клиентов есть и люди с особыми потребностями — инвалиды-колясочники, родители с младенцами.
Я считаю, если руководство не будет психологически вовлечено в такую деятельность, проекты будут стопориться.
Конечно, очень многое зависит от качества менеджеров, отвечающих за социальные и экологические проекты. Если они будут гореть этим, проекты будут развиваться, если у них не будет "драйва", соответственно, и проекты вскоре умрут.
Как вы выбираете приоритеты? Какими проектами и направлениями в социальной и экологической сферы необходимо заниматься компании сейчас? Что самое актуальное?
Все это происходит на уровне стратегического планирования развития сети "ОККО" в целом. Например, что касается безбарьерности, то в этом году у нас приоритет — восток и юг Украины.
Этот проект мы начинали с того, что покрыли безбарьерными АЗК трассы Киев — Львов, Киев — Одесса, Львов — Чоп, Львов — Польша, Львов — Черновцы, Львов — Трускавец, Львов — Каменец-Подольский — Хотын.
Теперь, с продвижением на востоке, мы будем открывать безбарьерные АЗК "ОККО" и там. Что касается экологических проектов, в этом году мы планируем построить АЗК "ОККО" на солнечных батареях.
Виталий Антонов
Должны ли быть социальные проекты обязательно выгодны компании? И если да, то в чем выгода?
Выгода для компании от социальных проектов есть. Социальные инициативы позволяют быть более открытыми к проблемам общества.
И то, что сегодня является социальным проектом, завтра может стать составляющей бизнеса. Например, сегодня энергосберегающие технологии, поиск альтернативных источников энергии, способы экономного энергопотребления все еще являются социальными экологическим проектами. Но завтра это будут уже весьма экономические категории.
Сегодня, как я уже говорил, у нас есть такой экологический проект — экспериментальная АЗК "ОККО" на солнечных батареях. Но завтра, быть может, это станет одним из наших приоритетов в развитии.
Сегодня безбаръерные АЗК "ОККО" — дополнительная нагрузка на наш бюджет, а завтра это будет дополнительным аргументом для наших клиентов. И люди с особенными потребностями будут нашими клиентами, а в бизнесе нельзя пренебрегать никакой категорией клиентов. В открытом, системном бизнесе все эти вещи очень взаимосвязаны. (На фото: Виталий Антонов передает машину для проекта "Социальное такси" во Львове.)
Может ли компания, ведущая себя ответственно, на что-то повлиять в Украине? На что?
Сегодня мы видим готовность и желание бизнеса браться за решение комплексных социальных проектов. Еще один положительный момент: сегодня компании из различных секторов рынка все чаще обмениваются опытом в сфере социальной ответственности. Это следует расценивать как осознание своей социальной роли в обществе и готовность к серьезному сотрудничеству.
Хороший пример также является "заразительным". И ответственное поведение нуждается в промоции. Чем больше будет положительных примеров ответственного поведения, тем больше оно будет мультиплицироваться на общество. Реализуя социальные проекты у себя, мы побуждаем и других делать то же самое. В результате накапливается критическая масса, которая обязательно приведет к улучшению нашего общества. Изменения к лучшему происходят уже сейчас. Ведь мы тоже часть общества. Активная его часть.
Ценится ли такое ответственное поведение бизнеса стейкхолдерами — клиентами, сотрудниками, властью?
Что касается стейкхолдеров, на самом деле наши сограждане намного лучше, чем это может показаться, когда смотришь телевизор или читаешь прессу. Людям свойственно ассоциировать себя с позитивным, созидающим, а не с негативным и разрушающим.
Клиент сети "ОККО" — это гражданин образованный, ценящий знания и качество, способный анализировать. Такому человеку не чужды проблемы экологии, проблемы культуры, образования или проблемы, например, инвалидов.
Мы являемся соучредителями Львовской бизнес-школы УКУ. Миссия этой бизнес-школы — развивать этическую составляющую в бизнесе. Так вот, поддерживая их проект "Бизнес-кредо", где перед представителями бизнеса, молодыми менеджерам выступают моральные авторитеты нашего общества такие, как Любомир кардинал Гузар, Мирослав Марынович, Ярослав Грыцак и, мы видим, как резонирует аудитория на темы этики и ответственности. А ведь эти молодые люди завтра будут принимать важные решения в наше обществе.
Собственным накопленным опытом мы делимся с общественными организациями, с органами власти и самоуправления.
Зеленый офис ГалнафтагазаА если брать такую группу стейкхолдеров, как ваши сотрудники?
А они уже сами являются носителями "зеленого" мышления. Переносят опыт нашего "зеленого офиса" в свои дома, в школы, передают его своим детям.
Несколько дней назад, например, в компании приняли решение присоединиться к акции "Сделаем Украину чистой". (Эта всеукраинская акция пройдет 28 апреля, она проводится в рамках международного социального проекта "Let's Do It!", который объединил более чем 80 стран мира).
Сотрудники к вам могут "достучаться", и каким образом?
Несколько раз в год я встречаюсь с трудовым коллективом в главном офисе во Львове и в филиалах компании. Проводил несколько мастер-классов для сотрудников. Несколько лет назад учредил президентский конкурс бизнес-проектов, куда каждый год сотрудники подают свои бизнес-проекты. Голосование состоит из нескольких этапов и в результате жюри выбирает по три лучших проекта в трех номинациях.
Есть и четвертая номинация — выбор коллектива. Победители получают денежные призы, а потом для них организуют ужин с руководством компании. Как раз в конце этой недели у нас состоится такой ужин с победителями конкурса бизнес-идей 2011 года. Это будет такой большой "званный ужин", человек эдак на 90.
Кроме того, каждый сотрудник компании знает мой электронный адрес или же может прийти ко мне на прием.
Знаю, что вы давно занимаетесь личной филантропией. Зачем вам это?
Это трудный вопрос. В свое время мне трудно было отвечать на вопрос, зачем я хожу в горы. Вот человек живет, что-то делает, чем-то увлекается. То есть живет так, как он это понимает. У Булата Окуджавы есть такая песня "Каждый пишет, как он слышит. Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить...".
Теги: Галнафтогаз Эрнст энд Янг Марк Ле Грасье Рено Украина Майкрософт-Украина Виталий Антонов Дарио Маркетти DHL Express Переглядів: 3504