Игорь Мазепа: Клиническая смерть

Ринки Думки 29.05.2012    10:06
Пишет "ИнвестГазета"

Наблюдая за развитием украинского фондового рынка, невольно задаешься вопросом, кому же сегодня в нашей стране он нужен. Традиционно фондовый рынок — «место встречи» инвесторов, желающих эффективнее вложить деньги, и компаний, пришедших на рынок за этими деньгами. Таким образом, здесь происходит перераспределение априори огромных сумм и средств.

Давайте сравним Украину и США в разрезе соотношения торгов на фондовом рынке, ВВП и бюджета страны. В 2011-м годовой объем торгов на бирже в США фактически на треть превысил валовой продукт, составив $20,3 трлн., или 135% от ВВП. Сводный бюджет США на 2011 год — $6,1 трлн., или 41% от ВВП.
 
Что же происходит у нас? Объемы торгов на Украинской бирже в прошлом году составили около $8 млрд., а это лишь 4,8% от ВВП; при этом расходы общего бюджета (с учетом социальных фондов) в сумме $74 млрд. составили в 2011-м 45% от ВВП. Как видим, в США объем годовых торгов на фондовом рынке более чем в три раза превышает годовой бюджет страны, в Украине же он в девять раз меньше.

Это простое упражнение показывает, что цифры совершенно несоизмеримы, поэтому наш рынок и не выполняет роль эффективного координатора инвестиционных ресурсов. До сих пор этими перераспределениями в Украине управляют чиновники через госбюджет, а рыночные механизмы абсолютно не работают.

Важный момент состоит и в том, что фондовый рынок не может жить отдельно от реальной бизнес-среды и деловых настроений в обществе. Он всегда является лакмусом ежедневно происходящих событий на улице, в городах, селах, индустрии, сельском хозяйстве и т.д. Сложившаяся на отечественном рынке ситуация говорит о том, что наша политическая и экономическая элита не создала предпосылок для честного, правильного, справедливого перераспределения тех самых средств. Причина — в отсутствии интереса: чиновник не заинтересован, потому что ему проще «сидеть на бюджете»; а крупный бизнес потому, что ему тоже лучше «сидеть» на дотациях из госбюджета или на бюджетных программах. Потому что у очередного президента нет политической воли для того, чтобы провести целый ряд необходимых реформ: например, пенсионной, земельной... Посмотрите на неэффективные и порой смешные регуляции, дополнительные барьеры, которые чиновники создают для бизнеса. Вот так страна и докатилась до сегодняшнего состояния.

Если мой взгляд вам кажется слишком пессимистическим, обратите внимание на Польшу. В начале 90-х мы имели не меньше возможностей для бурного развития. Правительству Бальцеровича хватило воли и желания внедрить непопулярные меры и быстро встать на рыночные рельсы.  Например, сегодня пресловутая пенсионная реформа — это основной источник дешевых длинных денег. И, как результат, это дало возможность любой компании выйти на рынок и привлечь необходимые ресурсы. Обычный размер западного инвестфонда, который инвестирует в украинские активы, — порядка $1 млрд., в то время как в среднем польском инвестиционном фонде — десятки млрд. евро. Эти цифры говорят о тех результатах, к которым привели принятые непопулярные шаги.

К сожалению, украинские регуляторы все еще живут своей старой, привычной для них жизнью. Это касается Нацбанка, не позволяющего внедрить жизненно важные инструменты фондового рынка, как, например, двойной листинг, фьючерсы на золото, на валютную пару. Возникает риторический вопрос: каким образом можно планировать свои валютные риски, если у тебя абсолютно нет никаких инструментов для того, чтобы их хеджировать?

Эффективный фондовый рынок не может существовать без эффективного управления на уровне страны. Нужно брать в команду людей из реального бизнеса. Почему Ладо Гургенидзе, успешный инвестбанкир, один из самых успешных премьер-министров Грузии, поехал консультировать руандийского президента? Почему никто из нашей политической элиты не позвонил и не попросил его помочь советом? Для него это была бы амбициозная задача, за которую, я думаю, он бы с удовольствием взялся. Почему правительство не обратилось к тому же Бальцеровичу? Думаю, ответ один: в нашем правительстве такие люди никому не нужны.

Дорогие чиновники, мы готовы подключаться к разработке и внедрению важных для рынка реформ, делиться экспертизой и вовлекаться во все процессы. Давайте спасать наш фондовый рынок вместе.


Теги:   ввп фондовый рынок Игорь Мазепа Concorde Capital Переглядів:   3038

Читайте також:

22.11

Кількість курців в Україні знизилася до 27%

22.11

NTPC Green Energy залучила $1,2 млрд у рамках IPO

22.11

Долар США зміцнюється до євро і фунта