Выпускное пособие

Ринки 18.07.2012    13:21
Власти Евросоюза получили наглядный план выхода проблемных стран из зоны евро. Воспользуются ли они сценарием Роджера Бутла из Capital Economics?

Идея главы британской сети Next Саймона Вулфсона решить проблемы европейской валюты наконец воплотилась на 156 страницах исследования британской компании Capital Economics. Осенью 2011-го Вулфсон предложил вознаграждение в 250 тыс. фунтов стерлингов за наиболее рациональный и безболезненный план выхода из еврозоны для стран единой европейской валюты. Wolfsone Economics Prize — второе по размеру вознаграждение в мире после Нобелевской премии за экономические достижения. Организаторы получили более четырех сотен заявок, в апреле этого года было отобрано пять лучших сценариев, а 5 июля определен победитель — Роджер Бутл, глава Capital Economics. Его работа называется «Уход от евро: практическое пособие» (Leaving the euro: A practical guide).

Месяц на подготовку
В своем исследовании Бутл использует пример Греции, которому могут последовать и другие страны, желающие покинуть еврозону. Автор рекомендует узкому кругу чиновников — премьер-министру, министру финансов и главе центробанка страны — начать подготовку к выходу государства из зоны единой валюты за месяц до фактического обнародования решения, держать эти планы в строгой секретности и ускорить действия в случае утечки информации. За три дня, но обязательно в пятницу, власти уведомляют партнеров по еврозоне и международные валютные организации о переходе в ближайший понедельник на новую валюту. Еврокомиссия и Евроцентробанк должны помочь минимизировать возможные риски, считают в Capital Economics. К этому времени банки и финансовые рынки уже закрыты. Главная цель такого шага — сдержать панику, а с ней и отток капитала с фондовых площадок и со счетов финучреждений. На протяжении выходных власти объявляют о новом режиме: таргетировании инфляции, жестких налогово-бюджетных правилах и запрете индексировать заработную плату. Правительство деноминирует долг в новой валюте, что приводит к уменьшению соотношения долга к ВВП. В идеале данный показатель, по мнению Бутла, должен составлять до 60%. При этом власти начинают переговоры о погашении долга и четко прописывают параметры его обслуживания для кредиторов. Начинается введение национальной валюты во всех сферах

    За шесть месяцев любая страна может безболезненно покинуть еврозону и перейти на новую валюту, считает Роджер Бутл

В понедельник правительство объявляет обменный курс евро к национальной валюте (поскольку Бутл использует пример Греции — это драхма) на уровне 1:1. Именно в этом соотношении заработные платы, цены, кредиты и депозиты теперь измеряются в национальной валюте страны. В Capital Economics считают девальвацию драхмы закономерным явлением и рекомендуют не бояться обесценивания, а наоборот, «идти ему навстречу», поскольку это часть решения общей проблемы. Некоторое время евро может использоваться при мелких покупках. На протяжении трех-шести месяцев страна должна полностью перейти на новую валюту.

Избежать ошибок
В истории не существовало аналогов еврозоны, когда независимые государства имеют единую валюту и единый центробанк. Но есть случаи разделения стран, что приводило к введению новых независимых национальных валют. Примерами политических и одновременно денежных распадов могут послужить распад Австро-Венгрии в 1919 году, СССР в 1991-м и Чехословакии в 1993 году. Несмотря на разные причины развалов и ситуации тех периодов, Роджер Бутл советует извлечь полезные уроки из исторических случаев, когда единая валюта делилась на несколько новых.

Урок 1.
Распад валютного союза приводит к большим потокам капитала. Эти потоки дестабилизирующие и трудно контролируемые. Во время распада Австро-Венгрии правительства некоторых стран ввели налог при переходе из старой валюты на новую.
Урок 2.
Потоки капитала могут быть слишком большими еще до распада валютного союза и в конечном итоге могут привести к его распаду. Примером тому может послужить Чехословакия — в конце 1992 года банки Чехии испытали наплыв капитала со стороны словацких граждан. Эти потоки привели к расколу валюты. Сейчас аналогичная ситуация наблюдается с греками, которые пытаются хранить свои средства в более надежных немецких банках. Власти должны регулировать трансграничные перемещения капитала.
Урок 3.
Махинации могут стать серьезной проблемой, следует минимизировать этот риск.
Урок 4.
Разделение единых активов центрального банка происходит между государствами-правопреемниками. При этом возникает вопрос не только соотношения и параметров раздела, но и дополнительных средств для каждого из центробанков с целью дальнейшего поддержания своих валют.
Урок 5.
В прошлом валютные союзы распадались из-за недостаточной денежной или финансовой дисциплины в системообразующих странах. Примером тому может послужить развал рублевой зоны в 1991-1992 годах.
Урок 6. Судьбы преемников единых валют могут существенно различаться. Здесь Роджер Бутл напоминает о различных сценариях развития прибалтийских стран и Украины после распада СССР. Прибалтийцам удалось избежать проблем и гиперинфляции после развала Союза благодаря привязке в короткие сроки к валютам западных стран, в то время как в Украине сначала были введены купоны в дополнение к рублю, позже они трансформировались в карбованцы, и лишь в 1996-м была введена гривна с привязкой к доллару.

Бутл обстоятельно и на доступном языке объясняет причины, механизм, потенциальные риски и пути их решения для стран, которые могут решиться на выход из зоны евро. Именно это сыграло ключевую роль в определении победителя Wolfson Economics Prize членами жюри.

Теги:   Еврокомиссия Capital Economics Роджер Бутл Next Саймон Вулфсон Евроцентробанк Переглядів:   1266

Читайте також:

21.11

Огляд-прогноз курсу гривні щодо ключових валют від аналітиків КИТ Group

21.11

Економіка Норвегії скоротилася на 1,8%

21.11

Аналіз економічних індикаторів України та світу за січень-серпень 2024 року від Experts Club