Михаил Крылов: Кто правит миром?
Думки 31.07.2012 12:40 Период сдачи квартальной отчётности в США разрушил стереотип о том, что строить планы по захвату мира на фондовом рынке надо в соответствии с ожиданиями относительно чистой прибыли.С первых дней нового периода сдачи квартального отчётности складывалось впечатление, что консенсус-прогнозы занижены, чтобы повысить стоимость акций. По Coca-Cola прогноз был 1,19 доллара на акцию, фактически - 1,21 доллара на акцию. По Intel - 0,52 доллара на акцию, а фактически - 0,54 доллара на акцию. По Johnson&Johnson ожидалась 1,29 доллара на акцию, но получилось 1,3 доллара на акцию. По Goldman Sachs прогноз был 1,14 доллара на акцию, но в реальности имели 1,78 доллара на акцию.
Интерпретации этому может быть две. Первая - пессимизм крупных брокерских домов и инвестиционных банков относительно реального сектора экономики. Чем хуже статданные по розничным продажам в США, которые весь 2-й квартал падали в среднем по 0,4% в месяц, тем хуже ожидания относительно прибыли. Вдобавок к этому существуют стереотипы, заданные динамикой 2-го квартала предыдущего года и внутригодовыми трендами продаж и расходов.
Вторая - единовременные расходы компаний трудно подсчитать. Amazon 26 июля представила отчётность, от которой ждали чистую прибыль на сумму 2 цента на акцию, а получили 10 центов на акцию. Ожидания были превышены из-за того, что расходы на приобретение компании по разработке автоматических складских систем компенсировались ростом выручки в большей степени, чем ожидалось.
Впрочем, фактор этот может сыграть и по-другому. От Alaska Air Group при раскрытии информации 26 июля ждали 1,50 доллара - получили 93 цента на акцию, а всё из-за невыгодных покупок топлива. Не хеджируя расходы на него, компания получила бы 1,53 доллара на акцию, конечно, по оценкам самой Alaska Air, но в них можно поверить, если учесть повышение загруженности рейсов на 2,4 процентных пункта и стоимости билетов на 1,9%.
Непредвиденные единовременные расходы могут существенно обвалить стоимость акций, если на них делать акцент. Когда 26 июля свою отчётность публиковал Facebook, ждали прибыль 9 центов на акцию, а получили убыток 8 центов на акцию. Без учёта единовременных расходов, у Фейсбука была бы чистая прибыль выше прогнозов аналитиков, порядка 14 центов на акцию.
Exxon Mobil сделала упор на показателе без учёта единовременных статей. От неё на выходе отчётности 26 июля ждали 1,95 доллара на акцию, а получили 1,8 доллара на акцию. Но с учётом разовых доходов от продажи японской нефтепереработки и от налоговых льгот получили 3,41 доллара на акцию.
К трудно оцениваемым расходам также относятся траты, связанные с чрезвычайной закрытостью коммерческой информации, особенно что касается слияний и поглощений. Например, компания Moody's в прошедшем квартале ждали 71 цент на акцию, а получили - 76 центов на акцию. Причины - превышение прогноза по выручке от продажи исследований кредитного рынка, к которым неожиданно возрос интерес, и расходы, связанные с покупкой других аналитических компаний, на уровне меньше ожиданий.
Третья причина - недооценка эффектов, связанных с замедлением технологического прогресса. По AT&T прогноз был 63 цента на акцию, а фактическое значение - 66 центов на акцию. Причина превышения консенсус-оценки заключается в отсутствии потребности в обновлениях на фоне расширения абонентской базы. Пока компания Apple не выпускает новый iPhone, нет новых обновлений, что снижает у потребителей барьер перед использованием беспроводных решений.
Ещё одной возможной причиной является, конечно, сговор компаний с представителями бай-сайда. Помимо крупных участников фондового рынка, чьё состояние таит на глазах, кукловодами перестают быть и рейтинговые агентства. Их больше воспринимают не как истину в последней инстанции, а скорее как ответственных за признание проблем, о которых инвесторы давно знают. На этом фоне кукловодами становятся сами компании. Они управляют ожиданиями посредством работы по связям с общественностью, включая аналитиков крупных инвестиционных банков. Версия достаточно спорная, но всё же имеющая под собой основания, так как компании, естественно, знают о консенсус-прогнозах аналитиков и, в принципе, имеют рычаги влияния на них, прежде всего, через финансовые коммуникации.
Главное правило профессионального аналитика во время кризиса - лучше занизить прогноз, чем завысить. В обратном случае получается, как с компанией Starbucks, от которой 26 июля ждали отчёта о прибыли 45 центов на акцию, а получили 43 цента на акцию. Компания снизила годовые прогнозы по прибыли до уровней ниже ожиданий аналитиков из-за замедления продаж и неопределённости перспектив розничной торговли. Инвестсообщество оставилось при прежних прогнозах, построенных на основе темпов роста за предшествующие периоды.
Эталоном работы по связям с инвесторами пока остаётся компания Apple, которая в ситуации Starbucks поступила совершенно по-другому. 24 июля она представила отчётность, от которой ждали прибыли 10,35 доллара на акцию, а получили лишь 9,32 доллара на акцию фактической прибыли из-за замедления продаж iPod и iPhone. Apple сделала упор на рекордных продажах iPad.
Теги: Coca-cola Intel Facebook Amazon Михаил Крылов Johnson&Johnson Alaska Air Group Переглядів: 2014