Стин Якобсен: Риски маловероятны, но опасны
Думки 03.08.2012 12:04 У ЕС уже не остается ни времени, ни возможностей для политических манипуляций и игр в стиле «продлевай и притворяйся» в условиях долгового кризиса. В ближайшее время главной проблемой является то, что Германия может ратифицировать Европейский механизм финансовой стабильности (ESM) не раньше, чем в сентябре (когда Конституционный суд Германии вынесет решение), и что интервенция при помощи Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) неэффективна.Ставки доходности по испанским облигациям, похоже, не имеют верхних пределов, и большинство людей забывают, что испанский рынок гособлигаций ‒ это уже не настоящий рынок. Есть только два чистых покупателя: ЕЦБ и испанские банки, использующие ликвидность, предоставленную ЕЦБ. Это такой замкнутый круг, в котором все меньше вращается реальных денег. Недавно Банк Испании заявил, что темпы экономического роста неутешительные. В первом квартале экономика сократилась на 0,4%, а во втором падение может усилиться до 1%. Испании понадобится чудо, чтобы достигнуть обещанной цели по дефициту в размере 3% ВВП к 2015 году, а без серьезных реформ ‒ и к 2020 году.
Европа ‒ союз стран, претендующих на льготы
В Испании, а также в некоторой степени в Италии и Греции, проблема необязательно заключается в отсутствии верных стратегий. Скорее всего, дело в нежелании и неспособности применять букву закона, из-за чего многие страны Европы не сделали то, что должны были сделать. За последние десять лет Европа превратилась в союз стран, злоупотребляющих льготами. То есть модель «социального благополучия», которую Европа свободно пытается применять к «менее удачливым» государствам, теперь не поддерживает, а подрывает европейские общества. Проблема с правами на льготы кроется в самом определении этого выражения. Многие полагают, что имеют автоматическое право на льготы независимо от того, заслужили они их или нет. Льготы, которые должны предоставляться слабым странам в период необходимости или более широкой группе стран во время рецессии на временной основе, стали популярной мерой, на которую претендуют слишком многие, полагая, что имеют на них право в любое время.
Поскольку Европа стала полностью зависеть от субсидий, то она по определению должна обанкротиться. Значительное большинство категорий лиц, имеющих право на льготы: пенсионеры, безработные, предприятия, нуждающиеся в поддержке государства, ‒ растет с каждым днем в условиях разрушающейся системы. А теперь еще появился разрастающийся класс людей, обладающих невероятно большой политической властью, которые пытаются выудить как можно больше таких льгот из стремительно истощающейся финансовой и экономической базы. Между тем, центральные банки продолжают финансировать это бремя, обрушившееся на государства, печатая все новые деньги и, тем самым, спасая тех, кто принимал эти ошибочные решения в прошлом и брал на себя слишком много долгов, одновременно отнимая сбережения у тех, кто никогда не просил льготы в первую очередь. При такой динамике в конечном итоге все станут жить беднее.
Игра в поддавки во Франции
Ситуация в Европе осложняется отсутствием политического согласия. Президент Франции Франесуа Олланд пытается избежать того, что в экономике называется актом самоубийства, а именно повторного понижения пенсионного возраста, запрета на увольнения и социальных реформ в этой европейской стране, которая уже тратит большую часть средств на пенсионеров. Скорее Испания достигнет своих целей по бюджету, чем будет реализована эта программа! Между тем, госпожа Ангела Меркель и Германия (и большая часть Северной Европы вместе с ними) пытаются навязать программы реформ, предусматривающих жесткие меры экономии, которые помогут периферийным странам выбраться из трудной ситуации путем сбережений. Когда вы крутитесь в дефляционно-долговой воронке, то стремление и дальше наращивать долги, одновременно пытаясь сэкономить на государственных капиталовложениях, ‒ это верный путь к неминуемой катастрофе. Такая игра, в которой власти стремятся пролонгировать долги и притворяются, будто смогут их погасить, должна прекратиться: чем раньше мы понесем убытки, тем ниже будет окончательная цена, которую мы заплатим.
Добавим ко всей этой ситуации Италию, которая скоро останется без правительства и которой в ближайшие два года необходимо рефинансировать долги, исчисляемые триллионами, а также США, которые не спешат инициировать третий раунд количественного смягчения, учитывая свой не особо очевидный успех с первым и вторым раундами, и получим все условия для формирования периода, который мы назвали «летом волнений».
Активы учитывают в ценах маловероятные, но опасные макроэкономические риски
Активы оцениваются не на основании своей микроэкономической привлекательности (коэффициент P/E, темпы роста, рыночная доля или создание денежного потока), а исключительно по показателю маловероятных, но опасных макроэкономических рисков. Такие риски увеличиваются по мере все возрастающей стоимости финансирования для стран Средиземноморья (а именно, финансирование становится дороже, дефициты разрастаются, снижается цикл роста).
Такова цена игры в «продлевай и притворяйся»: хорошая микроэкономическая ситуация растворяется в условиях неблагоприятной макроэкономической ситуации. Именно этому уроку игроки рынка пытались научить власть имущих, но те продолжают давать пустые обещания и предлагать пустые планы по реализации планов.
Когда, наконец, произойдет настоящая «встреча кардиналов ЕС», только тогда евро/доллар и индекс Stoxx50 достигнут минимума, а доходности по долговым обязательствам стран Средиземноморья ‒ максимума, но не раньше. Но если ничего из вышеназванного не произойдет, не стоит покупать билет на Ноев ковчег. Мир не рухнет. Микроэкономика восстановится, а вместе с ней придет благоразумие, прибыль и логика. Система, как и должно быть, проходит через испытания, но не разрушается ‒ просто меняется.
Теги: ЕЦБ ЕС Европа EFSF ESM Стин Якобсен Переглядів: 1545