Нил МакКиннон: Японский экспорт падает

Думки 23.08.2012    11:14
Последняя статистика по торговле из Японии, опубликованная сегодня ночью, продемонстрировала резкое снижение экспорта по сравнению с предыдущим годом - на 8.1%; этого оказалось достаточно для образования дефицита торгового баланса в размере 517.4 млрд йен. Кризис в еврозоне сохраняет свое негативное воздействие - японский экспорт в Европу снизился за год на 25%, что является самым значительным снижением с октября 2009 г. Реальный ВВП Японии во 2к12 в годовом выражении увеличился на 1.4%, но темпы роста экономики замедляются, особенно под воздействием замедления темпов роста китайской экономики. В Азии наблюдаются признаки снижения промышленного производства и экспорта в таких экономиках, как Сингапур, Южная Корея и Тайвань. Решению японских проблем с экспортом, несомненно, не способствует сохранение сильной йены в условиях положительных реальных процентных ставок и, возможно, поддержки национальной валюты за счет возвращения в Японию средств институциональных инвесторов.

Этот фон полностью соответствует нашей позиции, заключающейся в том, что мировая экономика в этом и следующем году будет испытывать трудности, которые отражают продолжающееся сокращение долговой нагрузки у обремененных долгами стран с передовой экономикой: домохозяйства, правительства и банки «отлаживают» свои балансы. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе должна будет стать более жесткой, вне зависимости от того, какой способ политики выберут для того, чтобы уравновесить бюджетную консолидацию и стремление к экономическому росту.

В США бюджетная политика должна оказаться в центре внимания в преддверии ноябрьских президентских выборов. Вполне возможно, что вновь возникнут опасения в отношении «потолка долга», в то время как так называемый «бюджетный обрыв», если он будет реализован, угрожает заблокировать рост американской экономики. Темпы роста американской экономики остаются низкими, из-за чего стоимость финансирования дефицита бюджета и государственного долга (размер которого равен 100% ВВП) оказывается крайне чувствительной к любому повышению процентных ставок, которое может произойти в среднесрочной перспективе. Кто бы ни одержал победу на ноябрьских президентских выборах, ему придется принимать непростые решения, касающиеся бюджета, особенно в части ограничения расходов, таких как безостановочно растущие расходы на здравоохранение, главный источник дефицита американского бюджета (на программы Medicare и Medicaid приходится 23% всех федеральных расходов - 3.6 трлн долл. в текущем финансовом год).

От доверия международного инвестиционного сообщества к бюджетной политике Соединенных Штатов будет многое зависеть в 2013 г. Победа республиканца Митта Ромни может заставить участников рынка облигаций поверить в то, что бюджетную политику страны ждет радикальная смена направления. Худшим вариантом будет если ни одна из сторон не одержит решительной победы, что сильно ограничит свободу действий американского руководства. Это наверняка повлечет за собой ослабление доллара и периодические резкие скачки в доходностях облигаций, а также негативно отразится на динамике рынка акций. Вполне вероятно, что в 2013 г. американский долговой кризис затмит собой долговой кризис в еврозоне, став для финансовых рынков главным источником беспокойства. Особенно если европейские власти после стольких неудачных попыток все-таки смогут преодолеть хотя бы некоторые из ключевых проблем.

В Европе участники рынка облигаций ждут, что ЕЦБ предпримет шаги к снижению стоимости фондирования для таких стран, как Испания и Италия. За последнее время глава ЕЦБ Марио Драги несколько раз более или менее явно давал понять, что регулятор готов к осуществлению масштабной «операции» по выкупу облигаций, что стало причиной снижения доходностей облигаций стран еврозоны в последние несколько недель. Между темь Бундесбанк довольно скептически относится к этой идее, по сути означающей запуск в Европе полномасштабной программы количественного смягчения. Рынкам еще предстоит увидеть, сможет ли Бундесбанк выйти победителем в этом политическом противостоянии, однако, судя по последним сообщениям СМИ, ЕЦБ может начать антикризисные действия и без согласия немецкого регулятора. Конечно, кризис еврозоны связан не только со стоимостью фондирования. Режим жесткого сокращения госрасходов ограничивает перспективы стабильного экономического роста и загоняет ряд стран еврозоны в «долговую ловушку», где рецессия только увеличивает дефицит бюджета, и, как следствие, уровень долговой нагрузки относительно ВВП. Это значительно более острая проблема, требующая решения в рамках комплексного подхода к выводу еврозоны из кризиса.

В ближайшие дни премьер-министр Греции встречается с политическими лидерам еврозоны: сегодня его собеседником будет глава еврогруппы Жан-Клод Юнкер, в пятницу - канцлер Германии Ангела Меркель. Судя по всему, Греция просит дополнительные два года (до 2016 г.) для достижения запланированной экономии бюджета в размере 11.5 млрд евро. Греция - классический пример того, как работает «долговая ловушка»: продолжительный спад в экономике делает весьма затруднительным, или даже невозможным, выполнение целевых фискальных параметров. Пока неясно, увидят ли какие-либо «достижения» представители «тройки» (ЕС/МВФ/ЕЦБ), вновь отправляющиеся в Афины в начале сентября. Греция уже не раз недовыполняла фискальный план, но «тройка» хорошо понимает, что непредоставление нового кредитного транша лишь повысит вероятность дефолта и, как следствие, выхода страны из еврозоны. Не исключено, что Германия под нажимом европейских лидеров смягчит позицию по Греции и пойдет на компромисс в части процентных ставок или соблюдения графика выполнения целевых показателей бюджета. Вместе с тем, любые уступки, вероятнее всего, будут предоставляться только с дополнительными жесткими условиями, да и в целом будут только оттягивать время, не решая долгосрочных фискальных проблем страны. Даже если Греция останется в еврозоне, стране определенно потребуется дальнейшая реструктуризация госдолга.

Испания, как и Греция, пытается решить долговые проблемы, но ситуации в этих странах несколько различаются. Банковской системе Испании ранее уже была предоставлена финансовая помощь в размере 100 млрд евро, и хотя доходность испанских облигаций за последние несколько недель снизилась, мы полагаем, что обращение испанского правительства за финансовой помощью - это лишь вопрос времени. Мы уже ранее говорили о том, что существующие на данный момент антикризисные фонды испытывают сильное давление, и ситуация станет еще более напряженной, если Испании все же понадобится помощь. А если добавить к этому еще и Италию, помощь которой, по различным оценкам, может повысить стоимость спасения (вместе с Испанией) до 1 трлн евро, то дефицит средств в антикризисных фондах становится еще более очевидным.

Одной из наиболее важных частей общей картины является официальное решение Конституционного суда Германии по поводу Европейского механизма стабильности (European Stability Mechanism - ESM), которое должно быть принято 12 сентября. Однако даже если суд одобрит создание ESM, для любого дальнейшего увеличения объемов антикризисных фондов потребуется согласие германского парламента, которое в преддверии выборов в Германии следующей осенью получить будет весьма затруднительно.

В более краткосрочной перспективе в поле зрения участников рынка попадут данные по продажам на вторичном рынке жилья в США и публикация протокола заседания Комитета по операциям на открытом рынке ФРС США (FOMC). Американский рынок жилья стабилизируется (на низких уровнях), а протокол заседания FOMC вряд ли прольет свет на намерения ФРС, несмотря на то, что недавно выступавшие от лица ФРС спикеры (Эванс, Локхарт) предполагают, что агентство предпочтет пока не ограничивать свои возможности, при этом ничего не было сказано о третьем этапе количественного смягчения.

Индекс S&P500 достиг в этом году нового максимума, однако неясно, может ли рост рискованных активов, отмечаемый в последнее время, исчерпать свои возможности. В отношении еврозоны существует значительный риск того, что с наступлением сентября инвесторы предпочтут занять более осторожные позиции до тех пор, как не прояснится направление дальнейшей политики.
Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/world/opinion/562949984574172
Теги:   ЕС Япония Medicare Нил Маккиннон Митта Ромни ЕЦБ Переглядів:   1258

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН