Таисия Шепетко: Позиции у Ан-148 лучше, чем у SSJ-100
Думки 12.09.2012 11:44 Источник: Forbes: Андрей Вырковский«Антоновский» проект имеет заказов на 150-200 самолетов. А SSJ-100 пока может похвастаться только партнерством с «Аэрофлотом»
Украинский Ан-148 и российский SSJ-100 могут соревноваться в количестве негативных публикаций о себе. «Украинцу» угрожают ограничить полеты и предъявляют претензии к качеству сборки. От российского проекта отказывается «Армавиа» – компания, которая должна была стать первым покупателем самолета. Если, конечно не считать «Аэрофлота», у которого в лизинге десять «Сухих». Но выбор легендарной авиакомпании, скорее всего, был продиктован ситуацией: перевозчик, подконтрольный государству, вряд ли мог выбрать что-то кроме государственного же проекта SSJ-100, в который уже инвестированы миллиарды рублей.
В общем оба проекта имеют проблемы. Отчасти это объясняется болезнями роста: разработки новые и еще не «прилетались». Но есть в этой ситуации и субъективная составляющая: российские и украинские авиастроители иногда искусственно нагнетают обстановку, пытаясь выставить конкурирующий проект в невыгодном свете. Ан-148 и SSJ-100, действительно, очень похожи. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить их характеристики («ТХ Ан-148» и «ТХ SSJ-100»). Однако, как мне кажется, позиции Ан-148 сегодня сильнее. И на то есть несколько причин.
Во-первых, Ан-148 уже зарекомендовал себя – самолет летает на коммерческих рейсах уже несколько лет. Его используют как украинские, так и российские компании. Всего в эксплуатации сегодня находится 16 машин украинской разработки. Общий налет судов составил более 65 000 часов. Портфель заказов на строительство новых самолетов оценивается в 150-200 «Анов». В этом году самолетом заинтересовались в Латинской Америке: панамская South American Aircraft Leasing подписала контракт с лизинговой компанией «Илюшин Финанс», которая продвигает этот проект, на поставку 15 суден. На SSJ-100 пока летает «Аэрофлот». С поставками для других авиакомпаний ситуация не ясна. Общая наработка самолета составляет чуть более 18 000 часов, на коммерческих рейсах – менее 8000 часов.
Во-вторых, Ан-148 более предсказуем. Самолет собирается украино-российскими предприятиями, которые работают вместе не первый десяток лет. Двигатели для всех «Анов» разрабатывает конструкторское бюро «Ивченко-Прогресс», также многолетний партнер «Антоновцев». SSJ-100 готовили две абсолютно разные команды: машину строила российская госкомпания «Сухой», а двигатели к ним – французская «Snecma». Для авиакомпаний надежность этой связки под большим вопросом.
В-третьих, Ан-148 может похвастаться лучшим имиджем. На сегодня оба самолета имеют в своей истории по одному крушению. Ан-148 разбился в марте прошлого года. Тогда судно российской сборки совершало учебный полет перед передачей Мьянме. Одной из причин крушения называли человеческий фактор, а именно языковый барьер и недопонимание между российской и бирманской командами во время отработки пилотажных элементов. После несчастного случая особых нареканий на работу 148-го не было. Да, были неоднократные заявления представителей российской авиации о том, что двигатель «Мотор Сичи», который ставится на самолет, нуждается в доработке. Но опять же, повторюсь, для новой машины это штатная ситуация. Тем более, что претензии к украинским двигателям звучали из уст чиновников. Сами авиакомпании ничего плохого про Ан-148 не говорили.
Удар по имиджу SSJ-100 был нанесен в мае этого года, когда судно с 48 пассажирами на борту разбилось во время показательного полета в Индонезии, совершая турне по странам Азии. Истинные причины крушения судна не ясны до сих пор. Российские эксперты обещают опубликовать результаты своего расследования осенью. Возможно, окажется, что техника не виновата. Но факт остается фактом: «Армавиа» уже отказалась от эксплуатации самолета, заявив, что самолет не оправдал их ожиданий. Машины «Сухого» авиакомпания заменит на Boeing и Airbus.
Теги: Мотор Сич Антонов Ан-148 Boeing Таисия Шепетко Airbus SSJ-100 Илюшин Финанс Переглядів: 2350