Утилизационный сбор может коснуться производителей сельхозтехники
Ринки 17.09.2012 09:11 Россия обещает распространить утилизационный сбор, действующий для импортных автомобилей, на сельхозтехнику. Среди украинских компаний, которые могут пострадать от его действия,— Харьковский тракторный завод, ежегодные поставки продукции которого в Россию оцениваются в $10 млн, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Россия еще не всех обложила. От обострения отношений с РФ могут пострадать и украинские аграрии — Кабинет министров обещает ввести аналогичный сбор на импортную сельхозтехнику, что увеличит ее стоимость для аграриев.В РФ намерены ввести утилизационный сбор на импортную сельхозтехнику, заявил в пятницу президент РФ Владимир Путин. "Думаю, это целесообразно, возможно и, главное, не противоречит правилам ВТО",— подчеркнул президент РФ. По его словам, в течение двух недель минэкономразвития и минпромторг России должны представить предложения по этому вопросу. В том, чтобы ввести сбор, может быть заинтересована и Белоруссия, добавил господин Путин.
Основной поставщик украинской сельхозтехники в Россию — Харьковский тракторный завод, контракты которого оцениваются примерно в $5-10 млн в год, говорит директор ассоциации "Росагромаш" Евгений Корчевой. "Основная продукция ХТЗ — готовые тракторы, а также их машинокомплекты, которые поставляются на предприятие в российском Белгороде",— уточняет он. Получить комментарии ХТЗ вчера не удалось. Но, по мнению господина Корчевого, введение Россией утилизационного сбора практически не отразится на доходах ХТЗ, так как компании не составит труда увеличить поставки комплектующих российскому партнеру.
В украинском правительстве говорят, что официальных уведомлений российской стороны о планах ввести утилизационный сбор не получали. "Но если такая инициатива будет принята РФ, Украина ответит аналогичными мерами, как это было в случае с автомобилями",— отметил источник "Ъ" в Кабинете министров. Конкретные ставки сбора на импортную продукцию, которые могут быть введены, в Кабмине пока не обсуждали.
О том, что утилизационный сбор, который вводится в отношении российских автомобилей, должен распространяться и на подержанную сельскохозяйственную технику, на прошлой неделе заявлял и министр экономического развития Петр Порошенко. Однако, по его словам, эта мера будет направлена скорее против поставщиков подержанной европейской техники. "Нам необходимо установить такую ставку сбора, чтобы восьмилетние тракторы не могли попасть в Украину. Мы можем и должны немедленно принять и выпустить проект постановления и закон",— отмечал министр.
Партнер юридической компании Astapov Lawyers Олег Мальский говорит, что введение такого сбора противоречит нормам ВТО. "Но негативный эффект от этого ограничения для иностранных производителей сельхозтехники будет менее ощутим, чем для компаний, занимающихся их вторичной реализацией. Последние не имеют должного опыта в лоббировании интересов в ВТО, так что штрафными санкциями Украине это не грозит",— говорит он.
При введении дополнительного сбора производители все равно не смогут покрыть годовую потребность аграриев в технике, уверен Евгений Корчевой. Сейчас объем продаж сельхозтехники в Украине составляет порядка 2 тыс. единиц в год (данные консалтинговой компании "ПроАгро"). Причем львиная доля этой продукции приходится на подержанную технику европейских и американских производителей, добавляет директор "ПроАгро" Николай Верницкий. "Местные производители занимают не более 5% рынка, а российские — около 10%",— добавляет он. При этом иностранная продукция, как правило, более привлекательна, поскольку работает в два-три раза дольше российской и украинской, добавляет старший аналитик ИГ "АРТ-Капитал" Алексей Андрейченко. Скорее всего доля импортной продукции сократится незначительно, но в итоге обойдется фермерам дороже, говорит Евгений Корчевой.
Впрочем, новый сбор будет иметь не только отрицательные последствия. Благодаря ему может получить импульс для развития услуга trade-in, считает директор по продажам "Амако Украина" (продает новую и подержанную технику таких компаний, как New Holland, Lockwood, Challenger, Massey Ferguson и др.) Дмитрий Бородин. "В Украине до сих пор неразвит рынок перепродажи сельхозтехники, а повышение цен на подержанную технику создаст спрос на эту услугу",— уверен менеджер.
Теги: Россия РФ ХТЗ ПроАгро Росагромаш New Holland Харьковский тракторный завод Lockwood Challenger Massey Ferguson Переглядів: 1864