Стин Якобсен: Почему количественное смягчение вызвало апатию рынков
Думки 25.09.2012 11:48 ЕЦБ в лице своего председателя Марио Драги обязался сделать «все, что нужно», чтобы гарантировать сохранность евро. На самом деле, большинство мировых Центробанков уже запустили беспрецедентные программы количественного смягчения (QE) - в частности, это относится к Великобритании, США и Японии, а также, косвенно, к ЕЦБ. Однако последние несколько торговых сессий после того, как ФРС запустил третий раунд количественного смягчения, а Япония увеличила существующую программу QE, на рынках царит апатия вместо желанного спроса. Это связано с тем, что Япония уже несколько десятков лет не может выбраться из своих ультрастимулирующих политик, и последствия нам всем хорошо известны.В чем причина апатии рынков
Сначала, сразу после QE, цены на активы вели себя как положено, или, по крайней мере, так же, как и после QЕ1 и QE2. Теперь, когда доходность по 10-летним гособлигациям США достигла уровней, предшествовавших QE3, а доллар и активы риска почти не изменили свои позиции, рынки начинают задумываться о том, насколько эффективны действия мировых Центробанков. Если монетарные власти продолжают обещать сделать «все, что нужно», возникает вопрос: «а что нужно»?
Последний опрос европейских управляющих фондами показал, что с тех пор, как было объявлено о подразумеваемой программе покупки облигаций ЕЦБ (я говорю «подразумеваемой», потому что пока не ясно, сможет и захочет ли Испания - первый кандидат на спасение - воспользоваться ею), самым главным риском на мировых финансовых рынках стал «фискальный обрыв» в США (ожидаемое резкое сокращение расходов с одновременной отменой налоговых льгот). И все же, не далек тот день, когда Европа снова вернется на передовицы всех изданий. С фундаментальной точки зрения произошли едва заметные, но важные изменения.
Далее, развивающиеся страны явно разочарованы бесконечными количественными ослаблениями ФРС, о чем заявляют во всеуслышание. Постоянное снижение доходности на дальнем конце кривой и падение стоимости кредитов стимулирует приток «горячих денег» на высокодоходные развивающиеся рынки, где волатильность идет скорее во вред, чем на пользу. Кроме того, сомнения относительно экономического роста в развивающемся мире, который последние годы служил главной, если не единственной движущей силой всей мировой экономики, уже дают серьезный повод для волнений.
В начале следующего года к проблемам рынков добавятся социальная и геополитическая напряженность, однако, пока сконцентрируемся на насущном. Вне всякого сомнения, сейчас всех заботит то, что мировым и финансовым рынкам грозит новый спад. Чем бы он ни был вызван: фискальной консолидацией на Западе или снижением внутреннего и внешнего спроса на Востоке, он будет играть решающую роль для принятия инвестиционных решений в этом году и не только.
Скептицизм (а, в некоторых случаях, нестабильная ситуация на развивающихся рынках) по отношению к последним действиям американских и европейских властей привел к снижению интереса к рисковым активам, однако, следует отметить, что (без учета долгосрочных последствий для инфляции и балансов ФРС и ЕЦБ) угроза негативного исхода значительно снизилась. Марио Драги дал понять, что Испании и другим странам нужно приводить свои дела в порядок, даже если на это потребуется больше времени, чем мы предполагали.
Куда движутся рынки
В конечном счете, это означает рост волатильности в узких диапазонах, или, иными словами, большое разнообразие вариантов движения отдельных финансовых активов и отдельных валют, но, как бы то ни было, вероятность распада еврозоны и даже коллапса доллара уже не так велика.
Что касается валют, следует отметить, что концепции, о которых я упоминал в начале года, - экономическая дифференциация и относительная стоимость - будут доминировать на рынке. Я по-прежнему позитивно отношусь к фунту, и, несмотря на ожидаемую высокую волатильность доллара и евро, полагаю, что евро/доллар будет двигаться вверх (правда, зигзагообразно). Австралийский доллар может оказаться под давлением, что подтверждается отчетом МВФ от 20 сентября и предупреждением S&P о том, что Австралия может лишиться рейтинга ААА; валюта переоценена, особенно, если взглянуть на ее с точки зрения торговой позиции страны, поэтому, на мой взгляд, ей предстоит падение.
Теги: США ЕЦБ Япония Марио Драги Стин Якобсен QЕ1 QE2 Переглядів: 1413