Сергей Тигипко: Вместе с мажоритарщиками Партия регионов самостоятельно сможет получить большинство в парламенте
Думки 28.09.2012 12:52 Эксклюзивное интервью вице-премьер министра Украины - министра социальной политики Украины, заместителя председателя Партии регионов Сергея Тигипко агентству "Интерфакс-Украина"Вопрос: Многие говорят о приближении новой волны глобального кризиса. Какие, на Ваш взгляд, основные угрозы для Украины? Как можно минимизировать его последствия для страны? Что уже делает и будет делать правительство в этом направлении?
Ответ: Минимизировать воздействие внешних угроз можно одним: проведением реформ, которые сделают нашу страну более конкурентоспособной на мировых рынках. Кризисы подталкивают все страны к модернизации.
После тех решений, которые принял глава Европейского центрального банка, ситуация прежде всего на самом проблемном, европейском рынке достаточно серьезно меняется: появился свет в конце тоннеля для инвесторов, работающих в еврозоне. Европа настроена на дальнейшее проведение необходимых структурных реформ. Для Украины это очень хороший сигнал, поскольку европейский рынок для нас один из самых важных.
Что касается наших действий, то, мне кажется, что сейчас ситуация диктует нам ускоренное реформирование экономики, создания максимально благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций. Мы должны сделать все максимально возможное для того, чтобы инвесторам был наш рынок интересен, а условия работы на нем - приемлемы. Инвестиции для страны – это, прежде всего, экономический рост и рабочие места. Этим продиктованы действия власти: создание зоны свободной торговли со странами СНГ, договор о которой вступил в силу, принятие закона об индустриальных парках, трех законов о стимулировании инвестиций, закона о занятости. Мы продолжаем дерегуляцию, приняли новый УПК, который в ноябре уже вступит в силу, изменения к закону о прокуратуре и многое другое. Я считаю, что нужно больше таких решений, со временем их количество перерастет в качество инвестиционного климата.
Вопрос: Способен ли бюджет в нынешней ситуации выдержать предоставление льгот отдельным отраслям или стимулирование занятости?
Ответ: Вводить очень широкие новые льготы для большого количества отраслей будет экономически необоснованным шагом. Тем не менее, есть определенные приоритетные отрасли, которым временные льготы мы можем предоставлять. В первую очередь я имею в виду высокотехнологичные отрасли. Очень трудно конкурировать нашим IT-шникам на мировом рынке, когда у них налогообложение в разы выше, чем у их коллег из Индии, Китая или той же Беларуси. Если мы не будем соизмерять налоговую нагрузку и условия работы ІТ-специалистов в Украине и других странах, с которыми мы конкурируем в этом плане, мы или потеряем IT-шников, или они будут работать у нас нелегально. Никакими жесткими действиями со стороны государства прекратить отток умов и тенизацию этой отрасли невозможно, мы обязаны создать условия, благодаря которым отрасль станет конкурентной. Так, со следующего года на 10 лет мы освободили операции по поставке программной продукции от НДС. Важным стимулирующим моментом является введение 5% ставки налога на прибыль предприятий IT-отрасли.
Также необходимо поддержать традиционные отрасли промышленности, которые обеспечивают большое количество рабочих мест и тоже связаны с высокими технологиями. Прежде всего, я имею в виду машиностроение, судостроение, ракетостроение, авиастроение. Уже сегодня наблюдается определенная отдача по этим направлениям благодаря мерам, которые были предприняты в 2010 году. В частности, это освобождение от уплаты налога на прибыль на 5 лет. Уверен, что такие среднесрочные льготы дадут возможность восстановиться тем отраслям, которые очень много потеряли за последние 20 лет. При этом государство должно четко отслеживать экономические тенденции в отрасли. Если после введения льготных условий нет никакой динамики по увеличению количества рабочих мест, объемов производства, экспорта или импортозамещения, то эти льготы необходимо пересматривать.
Вопрос: Будут ли в 2013 году изменения в налоговой реформе, в частности, планируется ли введение налога с оборота? Какова судьба налога на богатство, налога на недвижимость и налога на оффшорные операции?
Ответ: Изменения будут, но очень взвешенные, связанные в первую очередь с упрощением налогового законодательства. Мы на себя уже взяли обязательства по снижению налога на прибыль, налога на добавленную стоимость. Это сделано, это те решения, которые уже приняты и вступают в силу. Сегодня нам нужно работать над упрощением налогового администрирования, упрощением процедур начисления и уплаты налогов. Парламент в первом чтении проголосовал за упрощение процедуры уплаты единого социального взноса, и в этом направлении, я считаю, нужно сегодня двигаться. Прежде всего, нам нужно максимально упрощать процедуры начисления, декларирования и уплаты налогов, и для этого резервы есть. Серьезно снижать налоги сегодня нет ни возможности, ни смысла – не в ставках главная проблема.
Что касается налога с оборота, то я не поддерживаю введение этого налога, поскольку его сложно совмещать с налогом на добавленную стоимость. И еще один важный момент - если мы двигаемся в сторону ЕС, то должны максимально унифицировать наше законодательство в соответствии с европейскими стандартами. Поэтому вводить сегодня непонятный новый налог с оборота будет неправильно.
При этом очень важным является сегодня введение налога на богатство и налогообложение операций с оффшорными зонами. Поступления от этих налогов важны не только как возможные резервы для повышения социальных стандартов, но и как важный фактор социальной солидарности: в условиях кризиса богатые должны платить больше. Что касается налога на недвижимость, то думаю, это нецелесообразная мера. Ведь у нас есть некоторые предложения по налогообложению недвижимости в законопроекте о налоге на богатство. Введение отдельного налога затронет менее обеспеченных людей, средний класс, а этого допустить нельзя.
Вопрос: Рассматривается ли идея возврата сбора при осуществлении валютных операций? Актуален ли для Украины опыт западных стран по введению налогов на финансовые операции?
Ответ: Мы только отказались от взимания платы при осуществлении наличных валютных операций, и, я считаю, это было сделано правильно. Сегодня вводить в финансовом секторе дополнительные ограничения не стоит - ему нужна, прежде всего, законодательная поддержка. В частности сегодня не защищены права кредиторов, в первую очередь в их отношениях с юридическими лицами. Я доложил в парламенте соответствующий закон в первом чтении. Если он будет принят в том варианте, который мы отработали вместе с представителями банковской системы, если мы поддержим финансовый сектор еще в целом ряде направлений, например, для начала в решении вопроса о ликвидации проблемных активов, вот тогда можно было бы думать о возможностях получения новых поступлений от финансового сектора. Но не просто для того, чтобы повысить налоговую нагрузку, а для того, чтобы уменьшить фискальные риски отдельных операций, например, с ценными бумагами и так далее.
Вопрос: Какой дефицит Пенсионного фонд ожидается в 2013 году? Когда у власти появится возможность начать снижение начислений на зарплату и в другие соцфонды? Каким по размеру оно может быть?
Ответ: В ближайшее время мы внесем несколько законопроектов, которые до конца отшлифуют систему работы второго уровня пенсионной системы Украины. В этом году мы будем иметь дефицит Пенсионного фонда порядка 15 млрд грн. Это конечно явное улучшение по сравнению с предыдущими годами.
Сегодня у нас есть ряд решений, которые необходимо быстрее внедрять для улучшения ситуации с поступлениями в Пенсионный фонд. Речь идет, например, о принятии закона о легализации заработной платы и рабочих мест. Если мы примем закон по легализации и начнем эффективно с ними работать, то мы как минимум можем не увеличить дефицит Пенсионного фонда в следующем году. Ранее мы приняли такие важные решения для Пенсионного фонда, как закон о занятости, о поддержке инвесторов, создающих рабочие места
О дополнительных стимулах для работодателей - снижении начислений на зарплату и в другие соцфонды - можно будет говорить после того, как мы получим первые результаты легализации занятости. В данном случае должна быть определенная договоренность с бизнесом, что если рост фонда заработной платы будет выше среднегодовых показателей, мы трансформируем суму превышения в процент уменьшения размера социального взноса. Но снижать единый социальный в ситуации, когда Пенсионный фонд дефицитный – преждевременно.
В законах о легализации предусмотрены 9 уровней гарантированной заработной платы работников определенных классификационных групп с правом правительства устанавливать такой уровень для тех предприятий, которые не имеют коллективных договоров с профсоюзами. Также предусмотрено усиление ответственности за нелегальное рабочее место и выплату неофициальной зарплаты, причем и организации, и ее руководителя.
По данным Международной организации труда, в Украине около 4,5 млн людей, которые работают без регистрации предпринимательской деятельности и оформления трудовых отношений. Они не получают больничных, им не учитывается стаж, необходимый для пенсионного обеспечения, они не смогут претендовать на страховые выплаты в случае получения травм на производстве. Кроме того, теневая занятость создает абсолютно неконкурентные условия для предприятий, которые работают в одном и том же секторе. Тут и с рыночной, и с административной, и с социальной точек зрения пришло время действовать.
Вопрос: Но в таком случае, наиболее вероятно, работодатели будут просто увольнять сотрудников и не увеличивать число рабочих мест...
Ответ: Я думаю, что если сегодня одно предприятие, которое работает в той же строительной отрасли, выживает, платя официально заработную плату, а второе свернет свою деятельность, то наверно, это второе предприятие -- неэффективное. Или собственник закладывает слишком высокую рентабельность для себя лично. Я еще раз хочу сказать, что у нас назревает огромная проблема для людей, которые работают неофициально, - эти люди не имеют стажа, больничных, им не платят даже минимальной заработной платы, которая бы позволяла рассчитывать на социальную поддержку. И я, как министр социальной политики считаю, что это просто недопустимо. Эти люди еще молодые и сами пока не понимают всех рисков. Придет время, и это ударит по ним, и очень больно. Сегодня государству пора вмешиваться в эту ситуацию.
Вопрос: В последнее время участились разговоры о возможном повышении тарифов до уровня экономической эффективности. Готовы ли уже решения о способах компенсации такого повышения для малоимущих?
Ответ: На данном этапе у нас есть комплексный план по улучшению ситуации в энергосбережении инициированный и разработанный Минсоцполитики вместе с Мировым банком. В этом документе есть ряд шагов по стимулированию энергосбережения населением, бюджетными организациями и предприятиями теплокоммунэнерго. Мы много и долго работали над этим направлением, и я считаю, что мы нашли хорошее решение. Повышение тарифов не предусматривается.
В странах, где происходило повышение тарифов, сначала очень активно вовлекали население, коммунальные предприятия в программы энергосбережения. Людям предоставляли льготные кредиты, они предпринимали меры по энергосбережению, меняя котлы, утепляя фасады домов, меняя окна, двери. При этом коммунальные платежи у людей оставались на одном и том же уровне. План, который я упомянул, это предусматривает.
Пока такие меры воплощаются во Львове. Это отдельная муниципальная программа, в которую вовлечены коммерческие банки и кредитные союзы. И это работает.
Вопрос: Какие социальные меры планируются на ближайшее время?
Ответ: Целый ряд социальных инициатив, которые мы начали в этом году, думаю, необходимо продолжить. Я считаю очень важной программу по поддержке детей, которые болеют церебральным параличом. Мы договорились с Министерством финансов об увеличении финансирования этой программы. В ее рамках мы начинаем совместно с общественными организациями закупать очень важное оборудование, которое пока не могут себе позволить ни местные бюджеты, ни тем более частные компании, общественные организации. Минимум 3 года нужно для того, чтобы хорошо укомплектовать этим оборудованием центры, где проходят реабилитацию такие дети.
Нужно и далее продолжить реализацию программы по поддержке семей, которые содержат психически больных людей с 1-й и 2-й группой инвалидности. Если изначально такая программа охватывала 6,3 тыс. человек, то теперь - 28,5 тыс. Я надеюсь, что увеличение финансовой поддержки – а она выросла в десять раз, со 109,4 грн до 1102 грн, подтолкнет людей к тому, чтобы они возвращали своих близких из интернатов в семьи.
Думаю, что в ближайшее время мы выйдем с инициативой по поводу увеличения поддержки детей-сирот с инвалидностью, если они будут воспитываться в семье. Сегодня нужно стимулировать финансово, чтобы эти дети находились в семьях.
Мне также важно продолжить убирать лазейки для коррупции в социальной сфере. Мы приняли решения о введении ваучеров для обеспечения инвалидными креслами и другими средствами технической реабилитации, а также ваучеризации при обеспечении "чернобыльцев" путевками на оздоровление. Таким образом, мы не только дали возможность людям самостоятельно выбирать необходимую инвалидную коляску или санаторий, но и отказались от проведения зачастую непрозрачных тендеров, свели к минимуму возможность коррупции. Сейчас я хочу сделать третий шаг - передать на уровень местных советов финансирование программы питания детей, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Я надеюсь, что местные советы смогут организовать питание реализацию более эффективно, чем это делается сейчас.
Вопрос: На пути реализации запланированного чего больше всего опасаетесь? В какой ситуации кризис может принести Украине самые негативные последствия?
Ответ: Только в одном случае: если мы будем бездействовать и допустим повторение ситуации 2008-2009 годов, когда власть не предприняла практически никаких предупредительных мер, зная о кризисе. Вот это самое страшное. Потому что за экономическим падением идет катастрофическое обеднение населения. В 2009 году реальные доходы населения сократились более чем на 10%.
То, что допустили в 2008-2009 году - это, я считаю, самая большая проблема, которая может теоретически возникнуть. Но мы не допустим такой ситуации. Сегодня мы имеем резервы, которые надо включать: те же операции с оффшорными зонами, налогообложения которых могут дать миллиардные поступления в бюджет. Также в этом контексте важно принятие закона о налогообложении богатства, поддержка промышленности и стимулирование создания рабочих мест. Необходимо упорядочивание работы проверяющих органов в министерствах и ведомствах в направлении послабления вмешательства в экономическую деятельность. Это важно для улучшения инвестиционного климата.
Вопрос: Оппозиция заявляет о готовящихся массовых фальсификациях на парламентских выборах. Стоит ли этого ожидать и как власть готова бороться с такими проявлениями?
Ответ: Партия регионов, согласно последним исследованиям, имеет очень хорошие показатели, преимущество с растущим трендом. От нарушений на выборах больше всего пострадает именно партия власти, и мы это хорошо понимаем. Для нас сегодня проведение демократичных выборов – это самая главная задача. Мы должны показать всему миру, что мы можем проводить демократичные выборы.
Если говорить о нарушениях, то по данным европейских международных институций, основные из них фиксируются по мажоритарным округам, причем по всей стране и по всем политическим силам. На это нужна жесткая и быстрая реакция. С этими нарушениями мы обращаемся в суды, они быстро и оперативно исправляют ситуацию, и я считаю, что так и нужно действовать дальше. Если какой-то администратор начнет заигрываться для того, чтобы продемонстрировать свою силу, то, поверьте мне, мы будем с ними жестко разбираться, чтобы избежать любых нарушений.
Повторюсь - сегодня нам меньше всего нужны нарушения.
Вопрос: Какого результата Вы ожидаете на выборах?
Ответ: Учитывая наше представительство по мажоритарным округам, мы, безусловно, получим первое место и сформируем большинство.
Вопрос: Большинство с кем?
Ответ: Вместе с мажоритарщиками сможем получить большинство от своей партии. Кроме того, идет очень много независимых кандидатов, людей, которые представляют малый и средний бизнес. Я был в парламенте и уверен, что активные депутаты не захотят отсиживаться в Верховной Раде, а будут участвовать в изменении страны. Они понимают необходимость изменения налогового законодательства, дальнейшей дерегуляции экономики. А сидя в оппозиции, теоретически об этом поговорить можно, а предложить законопроект для своей фракции и потом обеспечить его поддержку депутатами - очень сложно. Я думаю, что эти депутаты со временем захотят реализовывать свои идеи и пожелают перейти в большинство. При условии, что большинство будет вести себя прогрессивно, разумно и демократично.
Вопрос: А с оппозицией Партия регионов планирует сотрудничать в новом парламенте?
Ответ: Прежде чем говорить о сотрудничестве, необходимо сформировать парламент. Оппозиция должна выйти из режима огульных обвинений и очернения, должна выйти из выборов. Они должны понять, что на них так же лежит часть ответственности за страну. Если они примут эту ответственность и будут готовы конструктивно работать – по отдельным вопросам мы сможем сотрудничать.
Если разговор о возможном объединении с какими-то силами – то это вряд ли. Есть какие-то вещи, которые, например, с той же партией "УДАР" не позволят нам объединиться. Я вижу реакцию "УДАРа" на закон о языках, я вижу состав этой партии, там есть много представителей "оранжевых", с которыми нам трудно будет объединяться. Поэтому на сегодняшний день, исходя из нынешних реалий, я пока не вижу такой возможности.
Вопрос: А с партией "Украина - Вперед!" ваша политсила видит точки соприкосновения?
Ответ: Пусть они сначала пройдут, а мы потом посмотрим. Пока у них шансов мало.
Вопрос: Насколько, на Ваш взгляд, эти выборы изменят ситуацию в стране? Как изменится после выборов ситуация в отношениях с ЕС, которые на сегодняшний день значительно охладели, и Россией? Можно ли, на Ваш взгляд, ожидать прогресса в газовых переговорах с Россией?
Ответ: Если нам удастся демократично провести выборы и вновь сформировать сильное конструктивное большинство, то и в отношениях с ЕС, и по другим направлениям внешней политики мы получим позитив. Потому что мир будет видеть стабильность власти на достаточно длительную перспективу. Я уверен, что мы сможем достаточно быстро создать большинство.
Очень важно, чтобы власть после выборов продолжила решать проблемы страны, бороться с коррупцией. Мы сегодня получаем много сигналов о недоработках. Прежде всего меня очень волнует ситуация с коррупцией, уровень которой отличается в разных регионах. Там, где жесткий губернатор, бизнес чувствует себя намного лучше. Например, в Днепропетровске, Кировограде, Сумах – там, где есть жесткая позиция губернатора, который не "заигрывает" с теми же силовиками, а отстаивает разумную позицию бизнеса. Есть злоупотребления – отвечайте, нет злоупотреблений – не дам в обиду.
Я считаю, что нам нужно извлечь уроки из предыдущих периодов, сделать мощные кадровые перестановки, чтобы сразу после выборов сделать прогрессивный шаг вперед.
На сегодняшний день самая главная задача – провести честные и демократичные выборы. Проведем честные выборы - и я уверен, что мы найдем компромиссы и с ЕС, и с другими странами.
Вопрос: Если Партия регионов сама сформирует большинство, это сигнал к тому, что в правительстве будет больше представителей именно Вашей партии, или же в Кабмин придут люди непартийные по примеру Валерия Хорошковского?
Ответ: Я думаю, что Валерий Хорошковский – это удачный пример работы внепартийного менеджера в правительстве. Я каждый день с ним сталкиваюсь по совместной работе и вижу, что для правительства это плюс. Но я являюсь сторонником того, чтобы приглашать в правительство, прежде всего, партийный актив, людей, которые очень активно себя проявляют именно в партийной работе, и, конечно, молодежь. Мне кажется, что сейчас пришло время обновления, я вижу в регионах огромное количество молодых, прогрессивных, образованных и грамотных людей. Именно на них я бы сегодня и делал ставку.
Теги: еврозона ЕС Сергей Тигипко Украина - Вперед УДАР Переглядів: 2013