Александр Почкун: Что общего между украинским бизнесом и грязными забегаловками

Думки 09.10.2012    10:46
Меня всегда удивлял один факт. На одной и той же улице, наверное, любого города, на расстоянии 100 метров друг от друга почти всегда можно встретить заведения двух типов. Один – уютный ресторанчик с улыбчивыми официантками и красиво оформленными блюдами. Второй – грязная забегаловка, где еду принесут на сомнительной чистоты тарелке, а попробуй озвучить недовольство по этому поводу – не извинятся, а еще и нахамят. И там, и там ты можешь съесть сандвич или салат. Но в одном тебе делать это будет приятно, уходя, ты оставишь щедрые чаевые. Во втором эта еда вряд ли окажется в радость.

В чем причина? Себестоимость еды и там, и там – примерно одинакова, расположение – то же, а качество обслуживания и «презентабельность» блюд так разнятся!

В последние пару лет эта аналогия все время приходит мне в голову, когда речь идет об инвестициях в Украину. Многие компании в нашей стране сейчас жалуются на отсутствие инвестиций, падение интереса инвесторов. Но, на мой взгляд, очень часто это падение вызвано, в том числе, поведением самих бизнесменов. 
Страсть к забегаловкам

Эта колонка – не попытка привлечь новых клиентов. Это – попытка понять, почему украинский бизнес мыслит именно так, как мыслит.

Очень часто от компаний, с которыми работаем мы, слышим, что им нужно финансирование, они хотели бы привлечь инвесторов. Но на предложение привести для начала структуру своего бизнеса в порядок мы слышим от собственников странный, на мой взгляд, ответ: «Я не вижу смысла проводить реструктуризацию компании, пока вы не приведете ко мне инвестора». Причем ладно бы, если бы мыслили так средней руки и амбиций бизнесмены, но я говорю о представителях именно крупного украинского бизнеса.

На первый взгляд, в чем-то они правы: зачем платить загодя, надеясь, что «вдруг повезет»? Но вот здесь мне и приходит в голову ситуация с забегаловкой.

Те, у кого есть деньги, часто готовы вложить их, если им показать адекватный объект для инвестиций – как с точки зрения его потенциала, так и с точки зрения его «внешнего вида». Компании не должны быть идеальны, но их бизнес, структура собственности и управления должны быть понятны тому, у кого в наличии есть энная сумма средств, и кто впоследствии может принять решение. Но приходя в Украину, инвестор видит в основном не «рестораны», а лишь грязные забегаловки.

Захочет ли он их купить?

Спорный вопрос. Если раньше голодные инвесторы были готовы купить себе «сандвич» и в забегаловке, сегодня возможностей вкусно поесть у них – куда больше, чем потенциальных клиентов. Потребность в инвестициях у украинского бизнеса – однозначно выше, чем наоборот. Другими словами, бизнесы и инвесторы часто находятся, по сути, в параллельных мирах, каждый из них ждет, чтобы другой сделал первый шаг навстречу.

Украинский бизнес до сих пор не научился это понимать. Он все еще живет воспоминаниями о щедрых на инвестиции докризисных временах и с базарной уверенностью, что нечего бегать за покупателем: «нужно будет – сам прибежит».

Чтобы объяснить свое нежелание навести порядок «в заведении общепита», владельцы многих украинских бизнесов, как правило, используют две основных причины.

Первая – то, что обеспечив прозрачную структуру своего бизнеса, они сразу же поставят его под удар: либо под удар налоговой службы, которая сразу же будет знать, когда и сколько налогов компанией не уплачено, либо под удар рейдеров. Непрозрачная структура работы позволяет уходить от уплаты налогов и скрыть собственников бизнесов. Вторая – то, что процесс реструктуризации бизнеса, выстраивания его прозрачной структуры слишком дорог.

Но аргумент «дороговизны» часто не выдерживает проверки обычной логикой. Нередко собственники, говорящие так, могут за месяц – если не за неделю – потратить на свои личные расходы больше, чем будет стоить такого рода проект. Аргумент «опасности» также довольно спорен.

В Украине компании могут работать «в серую» не потому, что Налоговая служба не в состоянии их «раскусить». У налоговиков пока просто не дошли до них руки – или на этот факт сознательно, «по договоренности» закрывают глаза.

То же и с правом собственности. Какие бы сватья-кумовья ни числились формальными собственниками компаний, в госорганах все знают, кто на самом деле стоит за тем или иным бизнесом. В случае необходимости проверяющие службы придут прямо к собственнику бизнеса, в обход всех подставных лиц. И наоборот – правильная структура бизнеса и возможность вынести решение каких-то вопросов за пределы украинской юрисдикции может стать гарантией судебной защиты. Все известные за последний год случаи рейдерства в Украине случались как раз таки с непрозрачными, неструктурированными компаниями или компаниями семейного типа. Зато в новостях об очередном захвате практически не услышать информации о захвате публичных компаний или компаний со значительной долей, принадлежащей известным международным инвесторам.


Теги:   Александр Почкун Переглядів:   1934

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН