Марин Мрчела: Влияние бизнес-интересов на политиков и теневое финансирование должны быть преодолены ради демократии в Украине

Думки 15.10.2012    16:45
Эксклюзивное интервью президента GRECO (Группа государств против коррупции Совета Европы) Марина Мрчелы (Marin Mrcela) агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: Украина стала членом GRECO в 2006 году. После 6 лет совместной работы каково ваше мнение о ситуации с коррупцией в стране, и насколько эффективно сотрудничество с Киевом в рамках GRECO?


Ответ: В данных оценочного доклада GRECO, обнародованного в 2007 году, мы подчеркнули, что содержанием реформ в сфере борьбы с коррупцией должны быть, прежде всего, консолидация демократических принципов, верховенство права и институционные реформы. Это нуждается в долгосрочном подходе и твердых политических обязательствах.

В этой перспективе 6 лет, скорее, короткий период времени, и нельзя ожидать, что все проблемы будут быстро решены. Тем не менее, GRECO с воодушевлением отметила в своем докладе о выполнении обязательств в 2009 году, что почти все рекомендации в определенной мере были учтены.

Были предприняты инициативы, например, в сфере реформирования судопроизводства, государственной службы, равно как и уголовного законодательства в сфере коррупции.

Тем не менее, на сегодня была проведена только часть реформ. В своем недавнем Докладе по выполнению обязательств от 2012 года GRECO выразила сожаление, что скорость реформ была очень медленной, и что законодательный процесс проходил с препятствиями. В связи с этим GRECO продолжает пристально отслеживать меры, предпринимаемые Украиной в сфере имплементации остающихся рекомендаций. В этом контексте важно отметить, что службы Совета Европы оказывают Украине помощь в рамках Плана действий для Украины на период 2011-2014, например, в разработке детального плана действий для имплементации новой антикоррупционной стратегии на период 2011-2015 годов.

Вопрос: Какова ваша оценка антикоррупционного законодательства и его имплементации в Украине? Где вы видите проблемы, и каковы возможные пути их решения?

Ответ: Позвольте мне обратиться к Оценочному докладу GRECO от 2011 года в отношении криминализации коррупции. GRECO отметила, что проходящая реформа уголовного законодательства в этой сфере была неполной и привнесла больше несовпадений в терминологию, связанную с антикоррупцией. Например, концепция "взяток" не достаточно широка, чтобы охватить любые нематериальные выгоды и предложения, такие, как обещания о чем-то, просьбы и выгоды - они не полностью определены в уголовном правонарушении. Такие пробелы не совместимы с Концепцией уголовного законодательства Совета Европы в сфере коррупции. В дополнение, наличие параллельных уголовной и административной систем коррупционных нарушений создает возможность для манипуляций, например для того, чтобы избежать правосудия. Недавние реформы эту проблему не решили.

Другой существенный пробел состоит в том, что юридические лица все еще не подлежат уголовной ответственности за коррупционные правонарушения. Крайне важно, чтобы эти недостатки были исправлены, так как они препятствуют эффективности антикоррупционного законодательства и его должной имплементации.

Вопрос: Каково ваше мнение в отношении реформы в судебной системе?

Ответ: Одна из рекомендаций GRECO в сфере судебной системы еще является предметом рассмотрения на соблюдение процедур. Это - рекомендация "повысить независимость прокуратуры от политического влияния и обеспечить четкий мандат с фокусом на ведении досудебного расследования и привлечения к ответственности". На этом этапе я не могу упреждать оценку текущей реформы в этой сфере, которая будет дана GRECO в начале 2013 года. Я отметил, что Европейский Союз в прошлом месяце выразил свое разочарование о дополнениях к закону о прокуратуре, но, как я сказал, мы посмотрим на этот предмет детально очень скоро.

Вопрос: В 2007 году GRECO опубликовала свой общий первый и второй оценочный доклад по Украине, в котором был сделан вывод, что коррупция в Украине представляет собой реальную угрозу принципам демократии и верховенства права. Эта оценка все еще остается или есть изменения - в лучшую или худшую сторону?

Ответ: Как я отметил ранее, реформы для эффективной борьбы с коррупцией требуют долгосрочного подхода и прочных политических обязательств. С моей точки зрения, преждевременно давать общую оценку ситуации в Украине. С одной стороны, не так давно, в 2011 году GRECO заявила, что существует обеспокоенность в том, что среди украинцев распространено восприятие, что политические партии учреждаются и используются для личной выгоды, и что политики не служат им должным образом, а также то, что обещания в отношении демократии не выполняются. С другой стороны, должно быть отмечено, что недавняя антикоррупционная стратегия на период 2011-2015 годы четко определила, что коррупция в Украине достигла уровня системной проблемы, и что необходимо предпринять больше широких реформ. Я надеюсь, что план действий, который находится в процессе подготовки с помощью Совета Европы (о котором я говорил ранее), и его имплементация будут важным шагом в правильном направлении. В то же время, я хотел бы добавить, что GRECO несколько раз выразила свою обеспокоенность в отношении того, что гражданское общество нуждается в более широком вовлечении в процесс реформ.

Вопрос: Оценочный доклад содержал 25 рекомендаций для Украины. Как они были выполнены?

Ответ: В своем недавнем докладе в отношении соблюдения обязательств от 2012 года GRECO отметила, что 12 из 25 рекомендаций, которые были адресованы Украине в 2007 году, были полностью выполнены, включая, например, имплементацию в отношении функционирования администрации судебной системы, подготовку плана для проведения реформ государственного управления, дальнейшее развитие функционирования юридической академии в сфере подготовки судей, связанных с проблемами коррупции, дальнейшие превентивные меры. Это говорит о том, что на сегодня большее количество рекомендаций были имплементированы только частично, и что многие реформы еще удовлетворительно не завершены. Поэтому GRECO будет продолжать соответствующие процедуры, во время которых ожидается, что власти Украины представят дальнейший доклад в отношении мер, которые будут предприняты до конца этого года. Несколько основных проблем, таких, как независимость судебной власти, наличие параллельных судебных и административных процессов и ответственность юридических лиц в отношении коррупционных правонарушений еще нуждаются в дальнейшей оценке.

Вопрос: В 2011 году GRECO заявила, что партии и кандидаты на выборах в Украине становятся зависимыми от влиятельного бизнеса или теневого финансирования. Избирательная кампания, практически, уже заканчивается. Какова ваша оценка этой проблеме на этих выборах?


Ответ: Я надеюсь, что вы поймете, что я хочу воздержаться от комментариев в отношении текущей кампании. Надлежащая оценка ситуации может быть сделана только после выборов. В то же время, совершенно очевидно, что такие проблемы, как сильное влияние бизнес-интересов на политиков и теневое финансирование, должны быть решены ради демократических процессов. Как определила недавно наблюдательная делегация ПАСЕ, "олигархизация" украинской политики, слияние политических и экономических интересов является предметом для серьезной обеспокоенности.

Вопрос: По словам заместителя председателя Центральной избирательной комиссии Андрея Магеры, одна из главных проблем на нынешних парламентских выборах - подкуп избирателей. Будет ли этот вопрос предметом вашего внимания?


Ответ: Я думаю, что должно быть совершенно понятно, что любые формы коррупционного поведения являются неприемлемыми и должны быть решены. Конечно, мы также следим за такими проблемами, как подкуп избирателей, но это, собственно говоря, не в фокусе нашей текущей оценки.
Теги:   GRECO Марин Мрчела Переглядів:   1540

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН