Нил Маккиннон: Важная неделя для Греции

Думки 30.10.2012    15:34
После продолжительных переговоров с «тройкой» (ЕС, ЕЦБ и МВФ) на этой неделе греческое коалиционное правительство ожидает «момент истины» – представление на одобрение Парламенту бюджета на 2012 г. Несмотря на давление со стороны леворадикалов, выступающих против претворения в жизнь некоторых мер, правительство обладает необходимым большинством, чтобы провести их путем голосования. Сегодня состоится встреча рабочей группы Еврогруппы, на которой будут обсуждаться фискальная программа Греции, а также возможность переноса сроков достижения бюджетных целей на два года – до 2016 г. Ирландии, Испании и Португалии уже были сделаны некоторые послабления в этом плане.

Однако комментарии министров финансов Голландии и Германии в отношении этой ситуации, сделанные в минувшие выходные, не воодушевляют, и «северные» кредиторы, похоже, не расположены к тому, чтобы предоставить Греции еще какие-либо финансовые средства или облегчить условия и сроки достижения фискальных целей. В определенной степени такое отношение с их стороны понятно. Ведь именно с предоставления Грецией неверных данных по бюджету начался кризис в еврозоне в 2009 г. И с тех пор Греция постоянно не достигает поставленных бюджетных целей, несмотря на то, что от нее потребовали самого значительного сокращения бюджета в истории ЕС.

Наше мнение по поводу бюджетной политики Евросоюза хорошо известно читателям: мы всегда писали о том, что избранная европейскими странами стратегия «затягивания поясов» не ведет ни к чему, кроме замедления экономического роста, тем самым способствуя еще большему увеличению бюджетных дефицитов и наращиванию государственных долгов. Этот замкнутый круг получил название «долговой ловушки». Согласно последним данным европейского статистического агентства Eurostat, во 2к12 ни одна из стран еврозоны не смогла продемонстрировать снижение коэффициента «госдолг/ВВП». Самый большой прирост во втором квартале (по сравнению с первым) показали Греция (13.4 пп), Кипр (8.3 пп) и Португалия (5.5 пп). Из 27 стран ЕС добиться снижения показателя смогли лишь Великобритания и несколько стран Центральной и Восточной Европы. В проекте отчета «тройки» по Греции, опубликованном немецким журналом Spiegel, говорится о том, что правительства европейских стран и ЕЦБ должны принять на себя свою долю ответственности за убытки, понесенные в результате вложений в греческие суверенные облигации. Это означает монетизацию.

Греция, со своей стороны, должна провести 150 различных реформ. Что касается финансовой помощи, то все средства, которые будут перечисляться Греции, будут поступать на специальный счет, контролируемый кредиторами. Удастся ли сторонам достичь компромисса и избежать дефолта, станет ясно позднее. Однако если дефолт все же случится, Греция наверняка будет вынуждена согласиться на довольно жесткие условия и на усиление контроля над своей бюджетной политикой со стороны Евросоюза. Все это подогревает разговоры о том, что Греция может в конце концов покинуть валютный союз. Не так давно президент РФ Владимир Путин заявил, что возвращение драхмы и девальвация могли бы стать выходом для Греции. Профессор Ханс-Вернер Зинн из немецкого института экономических исследований (IFO) в подтверждение этих слов говорит о том, что «жесткая экономия, необходимая для восстановления заработной платы и ценовой конкурентоспособности, сначала приведет к расколу общества... выход из зоны евро наконец даст надежду». Ситуация в Греции очень сложная; экономика страны уже пять лет находится в глубоком спаде, который привел к эскалации политической и социальной напряженности и неприятию обществом дальнейшего сокращения зарплат, пенсий и социальных пособий.

Если Греция все-таки останется в валютном союзе, дальнейшая реструктуризация долга представляется неизбежной, что подразумевает новые убытки для государств, которые (а не частные инвесторы) и являются основными держателями греческих долговых бумаг (у ЕЦБ – на 46 млрд евро, у национальных центробанков еврозоны – еще на 11 млрд евро.). Испании, судя по всему, придется обратиться за финансовой помощью, хотя испанское правительство и стремится избежать введения «тройкой» обременительных условий, которые фактически означают потерю финансового суверенитета. Испании еще предстоит выбраться из рецессии, решив к тому же вопрос с задолженностью частного сектора, образовавшейся после краха рынка недвижимости. Данные, опубликованные этим утром, показывают, что оборот розничной торговли в Испании в сентябре был на 11% меньше уровня годичной давности, а ВВП снижается пятый квартал подряд. Данные по заимствованиям центрального правительства, которые будут опубликованы завтра, как ожидается, покажут дальнейшее ухудшение ситуации с госфинансами.

Сложившаяся ситуация уже отразилась на кредитном рейтинге Испании: на сегодняшний день рейтинг по версии Standard&Poor’s всего на один пункт превышает «мусорный», а доля испанского суверенного долга в инвестиционных портфелях сократилась до 35% против 50% в конце 2011 г. О масштабе оттока капитала из экономики Испании можно судить по состоянию платежного баланса страны – с начала года иностранные инвесторы продали испанских акций и облигаций на сумму 96 млрд евро против 22 млрд евро за аналогичный период прошлого года (выход очередной статистики ожидается 31 октября). Участники рынка хорошо осведомлены об увеличении объема неработающих кредитов и других проблемах, с которыми сталкивается банковская система Испании. Плюс к этому растет напряженность в отношениях между Мадридом и регионами, в том числе Каталонией, где основной темой выборов в региональные органы власти, которые пройдут 25 ноября, станет отделение от Испании (хотя проведение как такового референдума на эту тему запрещено испанским законодательством). Некоторые обозреватели задаются вопросом, что если Каталония не желает субсидировать более бедные регионы страны (на долю Каталонии приходится 19% ВВП Испании, 16% населения и 25% налоговых поступлений в бюджет), то почему именно так предлагается поступать таким странам, как Германия, в отношении Южной Европы? И действительно, получается, что судьба кризиса еврозоны зависит от желания или нежелания Германии финансировать долги южно-европейских государств.

Объявленный ЕЦБ 6 сентября план выкупа облигаций только помог выиграть время и избежать реализации риска нового витка волатильности на рынке еврооблигаций, или даже перспективы распада еврозоны. Вольфганг Мунчау в сегодняшнем выпуске Financial Times очень точно это подмечает: «ЕЦБ увеличила размер мусорной корзины, которую мы пинаем вдоль дороги. Но м ы п о-прежнему ее пинаем». «Степень решимости правительств еврозоны предотвратить кризис ликвидности можно сравнить только с их упорным нежеланием признавать кризис кредитоспособности», говорит г-н Мунчау, и мы склонны с ним согласиться. И именно из-за этого долговой кризис в еврозоне продолжит проявляться в неустойчивых трендах соотношения долга и ВВП.

Фондовые рынки еврозоны начинают неделю в оборонительной позиции, которая еще более усугубляется предстоящими 6 ноября выборами президента США. Евро начинает медленно опускаться ниже 1.3000, и наши прогнозы предполагают постепенное снижение валюты. Еврозоне и ее основным экспортерам, таким как Германия, необходимо ослабление валюты для роста конкурентоспособности. Американская экономика в чуть более хорошей форме. Опубликованные в пятницу данные по ВВП за 3к свидетельствуют об ускорении роста американской экономики до 2.0% с 1.3%, хотя на рост правительственных расходов пришлось 0.7% в общих темпах роста. Этот вклад может быть нейтрализован в 4к, поскольку новая администрация США намерена вернуть правительственный долг на прежний уровень.


Теги:   США ЕЦБ МВФ ЕС Eurostat Нил Маккиннон Переглядів:   1334

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН