Сергей Касьянов: Правительству не стоит бояться появления гигантских латифундий
Думки 05.11.2012 12:00 В Украине были случаи гигантомании, когда земельный банк формировался ради земельного банка. Особенно такая практика была распространена до кризиса – когда финансовые возможности совпали с мировой истерией относительно продуктов питания (мировой продовольственный кризис 2008 г. – Forbes.ua). Тогда немногие задумывались о том, как обрабатывать эти наделы. Главное – заключить договоры, а дальше разберемся.Сейчас подход изменился. И дело тут не в возможных земельных лимитах, которыми пугают чиновники. Разговоры об ограничении максимального земельного банка (на уровне 10% от площади сельхозугодий одного района. – Forbes.ua), скорее всего, можно отнести к предвыборному популизму. Я не думаю, что эти планы будут реализованы.
Во-первых, нет необходимости. С точки зрения антимонопольного законодательства удельный вес любого крупного агрохолдинга в масштабах всеукраинского земельного банка – незначителен.
Государство может ограничить развитие агрохолдингов. Но какую оно может предложить альтернативу?
Во-вторых, эти лимиты презентовались как мера по ограничению развития крупных латифундий. Вероятно, такие заявления были продиктованы тем, что избирателей-фермеров больше, чем избирателей-латифундистов. Но прежде чем ограничивать агрохолдинги, государство должно создать условия для развития мелкого и среднего фермера. Пока этого нет. Чтобы убедиться – достаточно пролететь на самолете. Например, над Херсонской областью – разведено множество каналов, есть масса возможностей… И ничего не происходит. Холдинги не идеальны, но за ними – реальные инвестиции в развитие сельского хозяйства.
Поэтому при определении размера земельного банка вряд ли стоит ориентироваться на эти заявления. Но и без того есть естественные ограничители наращивания количества земли в обработке.
Естественные границы
Сегодня аграрному бизнесу в Украине сложно развиваться. Залогов практически нет. То, что оценивается – оценивается в две копейки. Стоимость денежных ресурсов зашкаливает. Государственные программы поддержки вроде бы и есть, но достучаться до них может не каждый. Суммы компенсаций процентной ставки по кредитам не соответствуют потребности, к тому же условия их получения имеют свойство неожиданно меняться.
В среднем погодный фактор определяет урожай на 40%, остальное зависит от технологий и качества ресурсов. Но если все засохло на корню, то тут неважно, сколько удобрений ты внес и какие дорогие семена использовал
К тому же многих подкосил последний год. Таких погодных условий не было, наверное, лет 20. Неблагоприятными были все три периода – осень, весна и лето. В среднем погодный фактор определяет урожай на 40%, остальное зависит от технологий и качества ресурсов. Но если все засохло на корню, то тут неважно, сколько удобрений ты внес и какие дорогие семена использовал.
Также пока не понятны сроки завершения земельной реформы. Государство должно четко определить свою позицию: будет ли работать государственный земельный банк, какие полномочия будут у этой структуры, будет ли она покупать землю.
Аренда удобнее покупки
Нам как компании выгоден механизм долгосрочной аренды, а не покупки. Приобретать землю можно в каких-то определенных сегментах – например, поливные земли, там, где были крупные вложения в инфраструктуру и право собственности надо на долгое время обезопасить. Но покупать земли для растениеводства особого смысла нет. Для этого необходимо привлекать инвестиционный ресурс, причем на длительное время.
Производство продуктов питания, в любом случае, будет ведущим бизнесом в мире. А для Украины других конкурентных преимуществ практически нет
Для нас оптимальная бизнес-единица – это 30 000 га, которая географически находится в районе 50-100 км.
Если есть подготовленный региональный топ-менеджмент, агрономы, инженерная служба, квалифицированные руководители хозяйств, техника, то такая бизнес-единица успешно автономно управляется. Сколько таких юнитов может быть? Пять, десять... Чем дальше – тем проще: есть управляющая компания, доводятся ресурсы, люди четко понимают цели и планы.
У нас сегодня в обработке 92 000 га, которые разбиты на три юнита. Мы не планируем активно наращивать земельный банк в ближайший год. Приблизившись к 100 000 га, мы нацелены на повышение эффективности и максимальной отдачи от тех площадей, которые есть на сегодня. В рамках стратегии до 2016 г. мы планируем увеличение земельного банка до 200 000 га. В этом году план перевыполнен. Можем немного передохнуть.
Теги: Сергей Касьянов Переглядів: 1334