Павел Мишустин: 7 стратегических идей для компаний во время кризиса

Думки 10.11.2012    11:43
В 2010 году Ассоциацией стратегического планирования (США) было проведено исследование поведения маленьких и больших компаний в кризисный период с 2008 года. Как удалось выяснить – маленькие компании оказались гораздо лучше подготовлены к кризису по сравнению с крупным бизнесом и были в состоянии начать оперативно внедрять проактивную стратегию противостояния кризису фактически сразу после его начала. Большие компании были больше заняты поддержанием жизнедеятельности собственных структур, соответственно, их стратегия была более пассивно-оборонительной. Не в последнюю очередь, такая ситуация объясняется лучшими возможностями крупных компаний по привлечению долгов до кризиса, которыми они не преминули воспользоваться в годы роста. Большие объемы финансовой задолженности заставляли финансовых директоров большую часть времени посвящать общению с банками, а стратегические задачи сводились к поддержанию уровня денежного потока, достаточного для обслуживания финансовых обязательств.

Основные элементы применявшейся защитной стратегии – снижение операционных издержек, прекращение найма и сокращение персонала, снижение расходов на обучение и разработку новых продуктов, а также приостановка всех крупных проектов. Такая стратегия способна в короткие сроки высвободить существенные ресурсы, однако следует помнить о ловушке излишнего сокращения – за падением рано или поздно последует рост, а компания может оказаться не готова к нему по причине чрезмерного сжатия бизнеса. При использовании данной стратегии уместно руководствоваться военной стратегией и философией – армия должна оставаться боеспособной и обладать запасом ресурсов во время обороны и даже отступления, чтобы иметь возможность начать наступление в любой благоприятный момент.

Активная стратегия борьбы с кризисом предусматривает запуск новых продуктов или услуг, выход на новые рынки, изменение ценовой политики, увеличение маркетингового бюджета. Фактически, она направлена на использование компанией тех возможностей, которые предоставляются на охваченном финансовом кризисом рынке. Сплав вышеописанных стратегий – это «стратегия обеих рук», то есть комбинирование элементов защитной и активной стратегий. Ее внедрение несет в себе определенные риски, однако тех возможностей скачкообразного роста, которые появляются в кризис, потом может уже не представиться еще долгое время. Как говорил Макиавелли, «никогда не упускайте возможностей, предоставляющихся в трудные времена».

«Стратегия «обеих рук» - это комбинирование элементов защитной и активной стратегий. Ее внедрение несет в себе определенные риски, однако тех возможностей скачкообразного роста, которые появляются в кризис, потом может уже не представиться еще долгое время. Как говорил Макиавелли, «никогда не упускайте возможностей, предоставляющихся в трудные времена».


7 базовых идей, выработанных западными экономистами для компаний, принявших решение внедрять активную стратегию борьбы с кризисом:

1. Больше внимания на долгосрочные факторы, и не бойтесь расширять горизонты ваших планов

В кризис традиционно на первый план выходит высокий уровень неопределенности при принятии любых решений, из-за чего очень часто упускаются из виду фундаментальные факторы, которые будут действовать на вашу отрасль и ваши рынки даже после того, как кризис сменится новым ростом. Например, это старение населения, или появление новых технологий ведения бизнеса, таких, как электронная коммерция. Не бойтесь поднять голову и заглянуть в чуть более отдаленное будущее – возможно, именно там находятся ответы на вопросы, что делать с вашим бизнесом дальше.

2. Покупайте, если у вас есть деньги

Для компаний, имеющих достаточно сильные финансовые позиции, времена рецессий и кризисов являются отличной возможностью для приобретения конкурентов, поставщиков, или потребителей своей продукции по очень интересным ценам.
Вместе с тем, для диверсифицированных холдингов сейчас самое время для пересмотра портфеля своих активов и выявления тех из них, продав которые можно изыскать ресурс для перспективных покупок.

3. Создавайте более доступные продукты, дайте потребителю что-то новое


Снижение потребительского спроса – зачастую задача, кажущаяся непреодолимым фактором, когда экономия ресурсов и так на пределе. Традиционный способ борьбы со снижением спроса по классическому учебнику экономики – снижать цену. Однако, имеет смысл не только сосредоточиться для экономии издержек, а находить пути для передачи части функций потребителю. Отличный пример – применение электронной коммерции вместо классической дистрибуции, т.е. переход к точечной доставке, либо продажа товаров с большим количеством функций «сделай сам».

4. Повышайте эффективность бизнес-процессов

Важность автоматизации многократного возрастает во время рецессии, без автоматизации учета, планирования и контроля сейчас практически невозможно осуществлять сколько-нибудь долгосрочное планирование и управлять снижением издержек.

5. Больше фокуса на конечном потребителе

Здесь речь идет как о повышении лояльности партнеров к вашей компании в целом, так и об их максимальном привлечении к разработке или модификации товара или услуги, которые они у вас покупают. Собственно, только таким способом можно гарантированно дать покупателю то, что ему нужно.

6. Избавляйтесь от посредников, отдавайте неключевые функции на аутсорсинг

В первую очередь, речь идет о большей коммуникации с контрагентами и потребителями напрямую, и не важно, речь идет о продажах, закупке или общении внутри организации. Даже переход с реальных совещаний на конференц-звонки способен дать реальную экономию. То же касается аутсорсинга – целесообразно оставить в организации только те функции и операции, компетенция в которых у компании максимальна и которые приносят реальную прибыль.

7. Ищите новые рынки, в том числе за рубежом

В других географических или продуктовых нишах сейчас тоже ощутимо влияние финансового кризиса, поэтому выйти на новый рынок и занять существенную долю на нем сейчас может оказаться гораздо проще и дешевле, чем раньше.


Теги:   США Альтана Капитал Павел Мишустин Переглядів:   1855

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН