Евгений Сысоев: От кого ждать «умных денег» украинским стартапам

Думки 12.11.2012    17:54
 Где искать покупателей на компании в сегменте consumer internet? Есть три варианта: Украина, Россия и Запад. Здесь важно найти «правильные» деньги и не разрушить бизнес

В Украине есть сильные предприниматели с очень перспективными проектами на относительно ранней стадии, но уже с капитализацией $5-10 млн. Они не готовы продавать контрольные пакеты акций своих компаний – или готовы, но по экономически необоснованным оценкам. Начинающие компании ищут «умные деньги» – инвестиции от ведущих бизнес-ангелов или венчурных фондов, возможно, от стратегов при наличии возможности в перспективе получить «большую морковку». Такие деньги помогут вырастить, а не разрушить бизнес.

К сожалению, многие локальные «офлайновые» инвесторы и ФПГ отдают «дань моде», приобретая высокотехнологичные проекты. В сделках просматривается «приватизационная ментальность»: сразу покупать контрольный пакет, поставить свой «профессиональный» менеджмент, начать контролировать денежные потоки и надеяться на рост капитализации.

В стартапах все работает иначе. Важно иметь суперзаряженных и энергичных предпринимателей, которые будут работать на рост бизнеса в режиме 24/7 – в интернете большую часть прибыли собирают проекты №1 на рынке. Их нужно мотивировать значительной долей в компании, желательно контрольной. Менеджмент проектов должен иметь право принимать критичные решения даже ночью, а не ждать утверждения на очередной планерке с участием акционеров.

В России есть примеры правильных подходов известных предпринимателей к инвестициям. Например, Алишер Усманов инвестировал в венчурный фонд DST, а Михаил Абызов – в венчурный фонд Bright Capital. Крупному украинскому бизнесу есть чему поучиться.
Украина

В 2012-2013 гг. «офлайновые» предприниматели и бизнес-группы останутся инвесторами №1 или покупателями украинских проектов в сфере consumer internet & e-commerce. Проявляют к ним интерес и локальные ФПГ (например, EastOne, СКМ Digital Ventures), и стратеги (например, UMH Group).

Недавно фонд Черновецкого публично объявил о заинтересованности в инвестировании в IT-сектор. Правда, пока остается загадкой, станет он покупать проекты целиком или выступит в роли венчурного инвестора.

Ряд локальных бизнес-групп уже сделали значительные приобретения. В частности, в 2010-2011 гг. самым активным локальным стратегом стала UMH Group, которая скупила i.ua, bigmir.net, korrespondent.net (сегмент online media), и позднее, объединившись с digital-активом СКМ, – tochka.net.
Россия

Многие эксперты ожидают значительной активности российских стратегов в приобретении украинских компаний. И это кажется логичным – Украина является вторым по значению потребительским рынком СНГ. Тем не менее, компании в России так сфокусированы на реализации потенциала у себя на родине и удержании лидерских позиций, что просто не могут себе позволить распылять ресурсы на сопредельные страны.

Раньше DST (позднее Mail.ru Group) и «Русские Фонды» выступали активными M&A-игроками в Украине. Вместе они приобрели meta.ua, nezabarom и finance.ua. В 2012 г. единственной значимой покупкой в Украине Mail.ru Group стал домен mail.ua с почтовым бизнесом.

Мой опыт общения с крупными стратегами из России говорит о том, что они присматриваются к активам в Украине, но реально будут готовы к поглощениям местных компаний не ранее, чем через 2-3 года. Скорее, новые приобретения совершат непрофильные финансовые инвесторы из России.

Низкий интерес российских компаний и стратегов к нашему рынку – это и хорошо, и плохо для Украины. Хорошо, потому что локальные проекты пока имеют возможность жить в условиях относительно низкой внутренней конкуренции, плохо, потому что ликвидность инвестиций и оценка бизнесов тоже остаются на низком уровне.
Запад

Ожидания стартапов в отношении приобретения западными игроками увеличила покупка Viewdle крупнейшим поисковиком. Но по аналогии с российскими интерес западных стратегов к украинским компаниям проявится не раньше, чем через 2-3 года. В обозримой перспективе они будут больше интересоваться бизнесами в области разработки ПО и игровыми студиями, чем интернет-проектами.

На самые крупные интернет-проекты претендентом №1 может стать Naspers, но мешает непрозрачность рынка. Allegro Group (подразделение Naspers) исторически является самым активным западным стратегом в Украине. В ее портфеле известные в Украине проекты Aukro, ModnaKasta, Prom.ua, Slando, но за последние 12 месяцев не состоялось ни одной сделки. Последнее приобретение – шопинг-клуб ModnaKasta «достался» группе после приобретения Naspers в 2011 г. Markafoni Group, которая тогда имела «дочку» в Украине.

Как правило, западные венчурные фонды или стратеги в первую очередь смотрят на Россию. По моей оценке, денег, направленных на M&A и инвестиции в российский сектор consumer internet & e-commerce, в 100 (!) больше, чем в украинский. И это притом, что население нашей страны меньше только в 3,2 раза, а ВВП – в 11,2 раза. В России только OZON или KupiVIP привлекли денег больше всех вместе взятых наших интернет-проектов.


Теги:   СКМ Евгений Сысоев DST Михаил Абызов Bright Capital Переглядів:   1611

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН