Владимир Власюк: В 2013 году Украина может нарастить выплавку стали на 1 млн. тонн
Думки 07.12.2012 11:20 Известный эксперт прогнозирует перспективы отечественной металлургии на следующий год, анализирует глобальные риски отрасли и приводит свой "рецепт внутреннего успеха" для сталеплавильного сектора страны2012-й сложился для черной металлургии Украины явно не лучшим образом. По его завершении отрасль вполне может утерять 2 млн. тонн стального прироста, достигнутых в 2011-м. В интервью с директором госпредприятия "Укрпромвнешэкспертиза" Владимиром Власюком "Дело" решило прояснить те правила рыночной игры, которые вырисовываются для металлургов на 2013-й.
Владимир Степанович, учитывая тенденции, которые превалировали в 2012-м, как бы Вы спрогнозировали производственные перспективы для черной металлургии Украины на 2013-й? Наблюдаются ли сегодня предпосылки к тому, чтобы в следующем году отрасль хотя бы сохранила тот уровень выплавки стали, который ожидается по завершении нынешнего?
Нынешний год, действительно, выдался непростым для украинской черной металлургии. Связано это с тем, что сократились экспортные поставки металлопроката, а внутренний рынок не смог компенсировать упущения во внешних продажах наших метпредприятий.
Отечественная металлургия 80% продукции продает на экспорт, и положение отрасли прямо зависит от глобальной макросреды, состояния экономик тех государств, куда поставляется наша сталь. И, прогнозируя основные показатели работы отрасли в 2013-м, мы учитывали оценки международных экономических организаций. Они свидетельствуют — хотя в следующем году ситуация в глобальной экономике ожидается также непростой, на уровне прогнозов, она видится все же в лучшем свете, чем нынешнее положение вещей. В частности, по выводам МВФ, мировой ВВП в 2013 году вырастет на 3,5%, тогда как в текущем — на 3,3%.
При этом определенные экономические улучшения просматриваются и в отношении тех регионов, в которые Украина в основном и отгружает свою металлопродукцию. Так, макрооценки-2013 для Евросоюза предполагают рост его экономики на полпроцента, хотя текущий год ЕС может завершить с "минус" 0,2% от ВВП-2011. В Турции и России — еще одни важные рынки для украинской стали — также ожидается хоть и небольшое, но увеличение темпов роста ВВП.
В комплексе названные макроэкономические эффекты и позволят нашим метпредприятиям несколько повысить экспорт своей продукции на порядка 500 тыс. тонн к ожидаемому итогу-2012, до примерно 23,1 млн. тонн. Одновременно с тем внутренний рынок Украины, по нашим оценкам, увеличит потребление металла в следующем году приблизительно на 300 тыс. тонн, к уровню в 8,6 млн. тонн.
С учетом этих оценок, в 2013-м черная металлургия Украины увеличит выплавку стали на 0,8-1 млн. тонн: до 33,7 млн. тонн против ожидаемых 32,7 млн. тонн в текущем году.
Для 2013-го Вы прогнозируете хоть и умеренное, но увеличение экспортных продаж украинской стали. Хотя за 10 месяцев текущего года внешние поставки отечественной металлопродукции снизились примерно на 5% относительно января-октября 2011 года. За счет каких решений, развития продаж на каких рынках, украинские метпредприятия, по Вашим предположениям, смогут переломить нынешний негатив в своем экспорте стали?
Прежде всего, мы рассчитываем, что Украина нарастит поставки металлопроката в страны Евросоюза, на которые в текущем году пришлись наибольшие потери в нашем экспорте стали. Если в 2011-м в этот регион отечественные металлурги поставили 6,6 млн. тонн проката (включая стальные полуфабрикаты), то в 2012-м мы экспортируем в ЕС-27 только 4,7 млн. тонн металлопродукции. Основываясь на ожиданиях в части улучшения макросреды в ЕС, можно предполагать, что украинские металлопоставки в данный регион возрастут в следующем году на 200-300 тыс. тонн
Еще один важный рынок для нашего стального экспорта — страны Ближнего Востока. Мы полагаем, что поставки металла из стран СНГ (главным образом, из России и Украины) в данный регион увеличатся в 2013-м на 450 тыс. тонн. Турция, по нашим оценкам, в следующем году прирастит импорт российской и украинской металлопродукции на 190 тыс. тонн, Северная Африка — до 180 тыс. тонн, Индия — на 95 тыс. тонн.
Если анализировать статистику внешних поставок украинской металлопродукции, можно отметить следующий момент. На фоне общего снижения стальных продаж отечественные метпредприятия, тем не менее, в текущем году наращивают выпуск и экспорт продукции с невысокой добавленной стоимостью — товарного чугуна и стальных полуфабрикатов. С Вашей точки зрения, чем объясняется данный тренд?
Черная металлургия Украины традиционно поставляет на внешние рынки наибольшую долю полуфабрикатов по сравнению с иными экспортными игроками. В нынешнем году доля стальных полуфабрикатов в украинском металлоэкспорте даже несколько выросла. По итогам 2012-го она составит около 45% во всем объеме внешних поставок украинского металла, в 2011-м данный показатель был зафиксирован на отметке 44%. Наряду с этим наша страна наращивает и продажи чугуна за рубеж. В нынешнем мы увеличим внешние поставки данной металлопродукции приблизительно на 17% относительно показателя-2011.
Как оценивать эту тенденцию или даже уже явление?... С моей точки зрения, для Украины — это однозначный негатив. Мы в этом плане уникальны. Мало того, что страна поставляет на экспорт 4/5 производимой металлопродукции, так еще и до половины объема ее металлоэкспорта формируется за счет полуфабрикатов. (Усредненная доля полуфабрикатов во всем мировом металлоэкспорте, включая уже и украинские поставки, — около 15%).
В чем здесь негатив? Полуфабрикаты — та продукция, изготовление которой ощутимо влияет на загрязнение окружающей среды, отличается высокой степенью энергетических затрат, а приносит наименьшую добавленную стоимость.
Вообще же сталь, с моей точки зрения — совсем не тот товар, который должен приносить государству экспортные поступления. Сталь и получаемый из нее прокат должны оставаться внутри страны в качестве конструкционного материала — для создания инфраструктуры экономики. Исключением могут быть разве что внешние поставки тех видов высокотехнологического стального проката, которые обладают наиболее высокой добавленной стоимостью и, соответственно, приносят ощутимо большую прибыль. Как это наблюдается в практике экспорта немецких или японских меткомпаний.
Из ваших слов можно сделать вывод, что Украина не в состоянии эффективно конкурировать со своей продукцией высоких металлургических переделов…
Украинские метпредприятия не то, что не могут конкурировать с таким товаром на внешних рынках. Наша металлургия попросту не производит стальной прокат высоких степеней переработки. Имеется в виду не как таковые толстый лист, горячекатаные или холоднокатаные рулоны. Среди этих видов продукции присутствуют лучшие и худшие образцы. Первые из них — это, допустим, лист/рулон с покрытиями, определенной выдержанной геометрией поверхностей, используемый в автомобилестроительной отрасли. Украинские метпредприятия такую продукцию выпускать не в состоянии…
Да, некоторые отечественные меткомбинаты производят оцинкованный плоский прокат — формально продукцию с повышенной добавленной стоимостью. Но эту оцинковку нельзя применять в ответственных секторах.
Наш готовый металлопрокат находит свое применение за рубежом преимущественно в силу своих приемлемых стоимостных характеристик. Приведу в качестве примера Турцию, где за последние пять-семь лет наладили собственное производство плоского металлопроката. Тем не менее, эта страна продолжает импортировать листовую сталь из Украины. Объяснение в том, что свою плоскую металлопродукцию высокого качества турки экспортируют в страны ЕС (продают дороже). А для внутреннего потребления они используют дешевый украинский лист/рулон — в технических операциях, не требующих применения высококачественных материалов.
Более того, отечественные металлурги за ниши готового проката с повышенной добавленной стоимостью даже и не стремятся конкурировать. К сожалению, но факт: у нас нет движения к этим нишам.
Но ведь не раз уже озвучивались заявления представителей украинских металлургических групп — о намерении производить и продавать металлопродукцию с наибольшей степенью добавленной стоимости?
Такие заявления, конечно, периодически раздаются. Но за 20 лет независимой работы отрасли мы уже поняли — есть заявления, а есть и дела!
Турки практически ничего не заявляли "о намерениях". Они начали их озвучивать лишь после реального внедрения соответствующих проектов по строительству новых меткомбинатов для выпуска плоского проката.
Конечно, концентрация на производстве и экспортных поставках стальных полуфабрикатов и недорогого готового проката — не самая высокоприбыльная игра в металлургическом бизнесе. Но может быть именно этот путь как раз и гарантирует определенное будущее для украинской металлургической отрасли в условиях повышенной конкуренции на мировых рынках стальной продукции?
Общество, которое стремится к чему-либо лучшему, такую цель не может перед собой ставить. В Украине еще остаются компетенции в металлургическом производстве. Если мы и утратили экспериментально-исследовательские школы в отраслевой науке — их можно возродить. У нашей металлургии имеется все для того, чтобы прийти к производству продукции с высокой степенью добавленной стоимости.
Мир развивается, и потребители все в большей мере заинтересованы в приобретении высококачественной (металло)продукции. При такой парадигме возникает вопрос: а будет ли в последующем востребован украинский готовый прокат в его нынешней, не совсем качественной форме? Далеко не уверен. Сформировать компетенции в сфере выпуска металлопродукции с низкой добавленной стоимость вполне могут ведь и другие страны.
К тому же не следует забывать, что металлургическое производство — одно из крупнейших загрязнителей окружающей природной среды, если сравнивать в отраслевом разрезе. А наиболее весомую долю в экологический ущерб вносят первые переделы — коксохимическое, агломерационное и доменное производства. Избирать путь концентрации на этих, пусть и базовых звеньях металлургического цикла, значит обрекать свою страну на роль экологически неблаговидной территории…
Теги: МВФ Укрпромвнешэкспертиза Владимир Власюк Переглядів: 1934