Нил Маккиннон: Настроения улучшаются
Думки 19.12.2012 09:25 Индекс S&P500 прошлой ночью закрылся в положительной зоне на отметке 1430 и в пределах видимости зарегистрированного в сентябре годового максимума 1475. Согласно последним новостям, президент Обама предлагает повысить ставки налогов для домохозяйств с годовым доходом свыше 400 тыс долл. в г од ( с нынешних 250 тыс долл.) и снизить расходы федерального бюджета на 1.2 трлн долл. в течение 10 лет.Полагаем, что соглашение, пусть и частичное, все-таки будет достигнуто; в этом случае аппетит к риску у некоторых инвесторов продолжит расти, и в конце года на фондовых рынках будет наблюдаться ралли. Каким бы ни был исход переговоров в отношении «фискального обрыва», у американских политиков нет другого выбора кроме как бороться с чрезмерным ростом бюджетного дефицита и увеличивающегося уровня правительственного долга в сравнении с ВВП. Уже сейчас этот уровень составляет свыше 100% и к 2014 г., по прогнозам МВФ, достигнет 114% ВВП. Общепризнано, что страны, в которых соотношение долг /ВВП составляет более 90%, обречены на снижение темпов роста и требуют постоянного увеличения доли бюджетных доходов, выделяемой на обслуживание долга.
В США существует серьезная структурная фискальная проблема. Федеральные расходы составляют до 23.3% ВВП, в то время как налоговые доходы не превышают 17.3% ВВП. На социальные расходы, здравоохранение и прочие обязательные затраты приходится в совокупности 12.8% ВВП; Национальная комиссия по фискальной ответственности и реформе (так называемый план Симпсона-Боулза ) прогнозирует, что они вырастут до 13.3% к 2020 г. Любопытно, что согласно сведением об идущих переговорах, основная часть плана по решению фискальной проблемы базируется на увеличении налогового бремени при отсутствии настоящего желания урезать обязательные расходы. Очевидно, что политикам легче поднять налоги, чем сократить субсидии на здравоохранение.
Неправильный подход к решению проблемы дефицита бюджета США и роста госдолга чреват утратой инвесторами доверия к экономической политике страны; далее это приводит к волатильности на рынке долга, подталкивает вверх долгосрочные процентные ставки и ослабляет американскую валюту.
В связи с низким уровнем внутренних сбережений значительную часть дефицита бюджета США покрывает за счет иностранного финансирования. Согласно опубликованному вчера ежемесячному отчету Казначейства США о движении капитала (Treasury International Capital, TIC), в октябре иностранные инвесторы стали нетто-покупателями долгосрочных американских ценных бумаг. Китай, который является крупнейшим держателем казначейских обязательств США, увеличил свои вложения на 7.9 млрд долл. – до 1.162 трлн долл. Япония продолжает занимать второе место, увеличив вложения в американские госбумаги на 5.2 млрд долл. – до 1.135 трлн долл. Китай и Япония остаютсяя нетто-покупателями, но темпы роста их вложений снижаются. Международные резервы Китая сейчас держатся на одном уровне (в абсолютном выражении составляют 3.2 трлн долл.), и у страны снижается потребность во вложении своих международных резервов в казначейские обязательства США. В краткосрочной перспективе это может пройти без последствий, если учесть, что ФРС сама скупает американские долговые бумаги на 85 млрд долл. в месяц. Как сообщает японская пресса, лидер Либерально-демократической партии Японии Синдзо Абэ планирует предложить пост министра финансов Таро Асо. Однако это случится чуть позже, а сейчас все ждут итогов двухдневного заседания Банка Японии, которое завершится в четверг. Мы ожидаем, что регулятор примет решение о дальнейшем смягчении монетарной политики; кроме того есть основания полагать, что целевой уровень инфляции будет повышен с 1% до 2%. За последние примерно два с половиной месяца иена значительно обесценилась относительно доллара – с 78 на начало октября до почти 85 по состоянию на вчерашний день. При этом дальнейшее ослабление более чем вероятно, а ближайший уровень поддержки, на 38.2% отстоящий от максимума последних десяти лет, находится на 94. Более выраженная – 50%-я – коррекция, не являющаяся редкостью в подобных случаях, предполагает ослабление иены до 100 относительно доллара.
Между тем сводный индекс Шанхайской фондовой биржи, достигший локального минимума в начале декабря, продолжает восстанавливаться. В отличие от большинства фондовых индексов, он с мая находился в нисходящем тренде, что объясняется опасениями по поводу возможности резкого замедления китайской экономики и оттока портфельных инвестиций с китайского рынка в связи со сменой высшего руководства страны. Однако благодаря активным вливаниям ликвидности, которые Народный банк Китая осуществляет на протяжении последнего месяца, китайскому фондовому рынку удалось переломить негативную тенденцию и развернуться в сторону роста. Помимо этого валютный регулятор страны отменил лимит в 1 млрд долл. для суверенных фондов благосостояния, центральных банков и монетарных властей на покупку китайских активов в рамках специальной программы для квалифицированных институциональных инвесторов (Qualified Institutional Investor Program, QFII), общий объем которой в настоящий момент составляет 80 млрд долл. Совокупные иностранные инвестиции на китайском рынке акций сейчас не превышают 1% его капитализации. Очевидно, что у центробанков и суверенных фондов благосостояния есть потенциал наращивания портфелей китайских финансовых активов в будущем, особенно если власти страны сохранят политику приближения к конвертируемости счета операций с капиталом и повышения гибкости использования юаня как инвестиционной валюты. Сегодня публикуются последние данные ИПЦ Великобритании.
Потребительские цены в стране в последнее время растут достаточно высокими темпами, в то время как индекс заработной платы составляет менее 2%. Прирост в основном связан с повышением тарифов на электроэнергию и подорожанием продуктов питания, отрицательно сказывающимся на реальных доходах населения (по данным Банка Англии, более длительным их снижение было только в 1920-х г г.). В месте с т ем сочетание относительно высокой инфляции и слабой макроэкономической динамики – не такое уж редкое явление, оно свидетельствует о нарастании в экономике определенных структурных дисбалансов.
Именно эту тему председатель Банка Англии сэр Мервин Кинг неоднократно освещал в своих выступлениях в течение 2012 г. Промышленное производство в Великобритании по-прежнему приблизительно на 3% ниже предыдущего максимума и более чем на 15% ниже уровня, до которого оно поднялось бы при сохранении долгосрочных темпов роста. Хотя надо понимать, что в значительной мере этот рост, особенно в последние 10–15 лет, отражал эффект дешевых денег, избыточной долговой нагрузки и беспечного кредитования.
Без поддержки со стороны перечисленных факторов темпы роста производства были бы значительно ниже, и отражали бы реальное состояние британской экономики, по-прежнему пытающейся оправиться после так называемой рецессии балансов (то есть экономического спада, вызванного падением стоимости активов, balance sheet recession) в наихудшем ее проявлении. То, что Великобритания не входит в еврозону, позволило ей претерпеть ослабление национальной валюты примерно на 25%, а Банку Англии – включить печатный станок (размер программы Банка Англии по покупке активов составляет 375 млрд фунтов стерлингов или примерно 25% годового номинального ВВП). Тем не менее в течение 2012 г. объем выпуска практически не увеличивался и Великобритании не удалось избежать влияния кризиса в еврозоне из-за торговых связей со странами альянса и участия британских банков в кредитовании еврозоны (в основном ее частного сектора). Это имело нежелательные последствия в форме увеличения стоимости фондирования британских банков и, как следствие, стоимости кредитов для их местных клиентов. В опубликованном недавно отчете на тему финансовой стабильности Банк Англии отмечал также, что британские банки ощущают недокапитализацию, несмотря на недавнее снижение их долговой нагрузки (перед началом финансового кризиса стоимость активов банков страны была эквивалента 500% ВВП – против примерно 100% в США) и увеличение размера капитала 1-го уровня с 8% до 13%. Сложная задача, стоящая перед британской экономикой, заключается в том, чтобы переориентироваться с роста за счет потребления на рост через увеличение чистого экспорта и инвестиций, повысить национальную норму сбережений, снизить дефицит торгового баланса и размер долга. Судя по всему, следующий год будет для Великобритании непростым.
Теги: S&P500 Нил Маккиннон Переглядів: 1226