Дмитрий Тевелев: У нас есть много наработок и идей
Думки 02.01.2013 09:49 Интервью с главой Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) Дмитрием Тевелевым:Вопрос: Каковы, на ваш взгляд, основные достижения НКЦБФР в 2012 году?
-- Не будет новостью тот факт, что 2012 год был непростым для всего фондового рынка. Но за этот год рынок получил ряд важнейших законов, значительно изменяющих его инфраструктуру и механизмы, закладывающих основу для дальнейшего этапа развития фондового рынка. И Комиссия не стояла в стороне от этих изменений.
Кроме нашумевшего "депозитарного" закона, на котором я не буду останавливаться детально, потому как и так уже достаточно сказано, хотелось бы также отметить и другие наработки Комиссии, которые были приняты парламентом в уходящем году. Во-первых, это комплексный закон №8120-д, который нацелен на усовершенствование законодательства о ценных бумагах. Мы его давно ждали и уверены, что он положительно повлияет сразу на несколько направлений регулирования фондового рынка.
В частности, документ совершенствует государственное регулирование и вводит пруденциальный надзор за профучастниками. Это позволит Комиссии усилить защиту прав инвесторов, что является нашей стратегической задачей, и укрепить отечественный фондовый рынок за счет предотвращения системных рисков. В Украине уже несколько лет пруденциальный надзор эффективно используется в банковской сфере, где очень хорошо себя зарекомендовал.
Кроме системы пруднадзора, этот закон также урегулирует процедуру получения инвесторами полной и достоверной информации о совершении торговцами операций с эмиссионными ценными бумагами путем размещения таких данных в общедоступной базе регулятора.
Еще один важный вопрос, который урегулирован этим документом – это совершенствование законодательства в части рекламы на фондовом рынке. Закон повысил требования к рекламодателям, производителям и распространителям рекламы о продуктах и услугах, предоставляемых участниками фондового рынка.
Еще одним важным документом, принятым в последнее время, стал закон "Об институтах совместного инвестирования" (ИСИ). Он был разработан, прежде всего, с целью максимально улучшить систему управления ИСИ, усовершенствовать порядок создания, функционирования и ликвидации этих институтов, а также повысить эффективность их деятельности. Необходимость новой редакции документа назревала давно, а принятие закона об акционерных обществах только укрепило наши планы в этом направлении. Учитывая фактическое существование инвестиционных фондов, в состав активов которых входит определенный вид активов (фонды денежного рынка, государственных ценных бумаг, облигаций, акций, банковских металлов и индексные фонды), закон определяет классификацию таких фондов и структуры их активов.
Помимо законов в минувшем году сама Комиссия приняла еще ряд важных регуляторных актов. В частности, НКЦБФР уже внесла изменения в документы, регламентирующие составление и подачу регулярной и нерегулярной информации участниками рынка. Соответствующие решения принимались в течение последних нескольких месяцев и сейчас они уже прошли процедуру госрегистрации, а 1 января 2013 года подача отчетности в электронном формате станет обязательной для всех. Новые требования позволят нивелировать дублирование информации, что является основным неудобством на сегодняшний день. Процедура станет проще и более унифицированной, такая система подачи админданных будет удобней, мобильней и современней и для участников рынка, и для регулятора. Данные новации необходимы для реализации концепции системы мониторинга фондового рынка. Так, НКЦБФР реформирует систему отчетности на рынке ценных бумаг, которая призвана способствовать оптимизации и мобильности подачи информации регулятору.
Говоря о результатах 2012 года, хочу также выделить реформирование и реорганизацию Комиссии. Речь не об изменении названия или вывески, а об изменении концепции регулирования госорганом деятельности рынка ценных бумаг. Ранее Комиссия выстраивала отношения с подконтрольными структурами "по вертикали", а сейчас работает "по горизонтали" в рамках партнерства и взаимного интереса.
Главная задача - создание условий для превращения фондового рынка в инструмент для перераспределения инвестиционных ресурсов и содействия развитию экономики Украины.
Вопрос: А какие законопроекты и решения Комиссии сейчас на выходе из Комиссии?
-- В первую очередь, это законопроекты о развитии рынка облигаций и о стимулировании публичных размещений ценных бумаг, а также наши инициативы, направленные на переход на электронную отчетность, внедрение пруденциального надзора, урегулирование РЕПО и маржинальных операций и много другое.
Например, Комиссия уже утвердила Порядок осуществления на фондовых биржах сделок РЕПО. Отмечу, что мы давно ждали принятия данного документа, поскольку до сих пор аналогичных нормативных актов на отечественном рынке не было. К работе были привлечены участники рынка, которые предоставили нам свои пожелания и рекомендации к содержанию документа. В целом, соответствующий порядок - это аккумулирование всех отечественных знаний о РЕПО-операциях на организованном рынке. Сейчас, наконец, регулятор получил полноценный документ, который должен удовлетворить нынешние потребности рынка. Порядок определяет основные требования к порядку осуществления операций РЕПО на организаторах торговли, устанавливает предмет и срок таких операций, условия договоров, реквизиты, а также регламентирует обязанности и права бирж.
Если говорить о Положении, которое урегулирует маржинальные операции и которое в конце ноября прошло Минюст, то, отмечу, что при разработке документа мы были нацелены на защиту прав инвесторов, ведь основной целью данного положения является уменьшение рисков клиента при совершении маржинальных операций. Оно позволит Комиссии контролировать этот рынок, так как отныне участники рынка будут предоставлять регулятору и биржам отдельную информацию о таких операциях, выделяя их, а не только как одну из составляющих информации о брокерской деятельности.
Это очень кратко о положительных наработках. Есть, конечно, и то, что не совсем удалось реализовать и довести до конца. Это и вступление в силу Положения о допуске на украинский фондовый рынок ценных бумаг иностранных эмитентов, и пилотный проект по размещению ценных бумаг украинских эмитентов на Московской бирже. К сожалению, не все зависит от Комиссии, поэтому многие наши инициативы пока остаются в качестве инициативы, а не конкретного шага.
Вопрос: Какие ключевые задачи ставит перед собой Комиссия на 2013 год?
-- У нас есть много наработок и идей. Например, мы направим свои усилия на повышение уровня корпоративного управления в акционерных обществах, так как все-таки основная задача Комиссии - защита прав инвесторов. На следующий год мы запланировали разработку проекта закона об обязательной продажи акций акционерами по требованию акционера, являющегося владельцем 95 и более процентов акций АО (т.н. squeeze out).
Также Комиссия в начале 2013 года в рамках усовершенствования налогообложения на фондовом рынке намеревается вынести законопроект с поправками в Налоговый кодекс в отношении налогового учета операций с деривативами, ценными бумагами и клиринговой деятельности.
Второе важное для нас направление, которые мы намереваемся развивать, - инструментальное. Можно будет ожидать принятия законов о развитии рынка облигаций, о деривативах и о внесении изменений в законодательство об акционерных обществах. Изменения в последний документ будут касаться защиты прав инвесторов, а также уточнения ряда норм, которые не являются на данный момент совершенными.
Вопрос: Когда будет утверждена правительством или Комитетом по экономическим реформам Стратегия развития фондового рынка, разработанная НКЦБФР, с чем связана задержка в ее принятии?
-- Мы все с вами являемся сейчас свидетелями изменений в системе государственного управления, это непростой и небыстрый процесс... Думаю, что после формирования правительства мы можем ожидать дальнейшего движения в направлении согласования документа.
Вопрос: Согласны ли Вы с тем, что в 2012 году фондовый рынок получил нового главного регулятора - Нацбанк, и теперь основные решения принимаются в треугольнике НБУ-Минфин-Госналогслужба. Каково место Комиссии в новой иерархии финансовых регуляторов?
-- Естественно, я не могу не согласиться с тем, что НБУ - регулятор №1 финансовой системы, ведь он выполняет не только функцию регулирования банковского рынка, но и монетарную функцию. Но я не могу согласиться с тем, что НБУ является регулятором фондового рынка. Да, совместно с Нацбанком мы урегулируем аспекты, которые касаются направлений деятельности последнего. (Например, в тех моментах, которые касаются расчетов в иностранной валюте, когда речь идет о допуске на украинский рынок иностранных ценных бумаг или урегулировании денежных расчетов в национальной депозитарной системе). Я убежден, что единым регулятором фондового рынка и рынка ЦБ является НКЦБФР.
Вопрос: Индекс Украинской биржи в 2012 году упал на 42%, тогда как WIG-Ukraine - только на 7,5%. Участники рынка говорят, что рынок акций в стране умер и в ближайшие годы не появится. Согласно ли с этим Комиссия, что предполагается сделать для оживления ситуации на рынке?
-- Действительно, рынок акций переживает сейчас не лучшие времена. Но давайте посмотрим на эту проблему комплексно. Рынок акций будет развиваться тогда, когда на нашем рынке будет капитал в достаточном объеме, а ввиду дороговизны ресурсов говорить о внутреннем ресурсе нам пока не приходится, к сожалению. Зарубежное инвестиционное сообщество тоже испытывает кризис ликвидности. Поэтому, думаю, о развитии рынка акций будет уместно говорить тогда, когда на рынке появятся бОльшие объемы ресурсов.
К слову, если посмотреть на интересные для нас зарубежные площадки, то увидим сокращение этого показателя более высокими темпами. Например, на Варшавской фондовой бирже мы видим снижение объема торгов на организаторе торговли на 34%, на Гонконгской фондовой бирже также снижение -- на 26%. То есть Украина идет в общем тренде, так сказать.
Вопрос Какого эффекта ожидает Комиссия от запуска в 2013 году Расчетного центра (РЦ)?
-- Напомню, что основная цель РЦ -- урегулировать денежные расчеты в депозитарной системе, по законодательству это компетенция НБУ.
Преимущества от запуска РЦ состоят в том, что в данной ситуации для участников рынка максимально ограничиваются риски, так как Расчетный центр - это учреждение, где будут проходить все денежные расчеты. То есть, если Центральный депозитарий - это центр проведения расчетов в ценных бумагах, то Расчетный центр - это место, где проводятся расчеты в денежном эквиваленте. Участие Нацбанка в этом процессе должно положительно повлиять на работу Расчетного центра, поскольку Система электронных платежей (СЭП) НБУ давно зарекомендовала себя как эффективный и надежный инструмент расчетов. Кроме того, мы все знаем об активной позиции НБУ в части поддержки ликвидности финансовой системы, поэтому, думаю, что все эти факторы должны сыграть позитивную роль в упорядочивании процедур депозитарных расчетов на фондовом рынке, в том числе с точки зрения риск-менеджмента и контроля.
Вопрос: Как далеко готова пойти Комиссия в борьбе с "мусорными" ценными бумагами и манипуляциями на фондовых биржах? Санкции к MMCIS, "Паритет Инвестмент", "Интернет Глобал Текнолоджи" - это единичные случаи или начало кампании по очищению рынка?
-- Обеспечение соблюдения законодательства на рынке ценных бумаг - одна из ключевых задач Комиссии, поэтому мы очень серьезно подходим к фактам его нарушения, особенно, если речь идет о делах, которые касаются манипулирования и которые получили значительный общественный резонанс. Я не могу сказать ни о том, что это единичные случаи, равно как и о том, что это часть какой-то кампании. В данном случае Комиссия сделала то, что должна была сделать, и то, что от нее ожидали.
В завершение считаю необходимым в очередной раз пригласить всех участников рынка к диалогу и к взаимодействию в вопросе развития отечественного рынка ценных бумаг. Мы понимаем, что ни одна регуляторная преграда, ни один нормативный документ без восприятия его рынком не будет работать, поэтому находимся в постоянном диалоге со всеми вами. Естественно, что наше понимание может отличаться от мнения рынка. Но мы должны работать вместе. Это улица с двухсторонним движением, улица, по которой мы вместе идем в одном направлении. В то же время, хочу сказать, что Комиссия как регулятор ожидает от рынка больше активности с точки зрения инициирования каких-то разумных, качественных изменений.
Теги: Дмитрий Тевелев ПАРИТЕТ ИНВЕСТМЕНТ НКЦБФР WIG-Ukraine MMCIS Интернет Глобал Текнолоджи Переглядів: 2003