Виктор Белски: Многообещающее начало года

Думки 10.01.2013    13:27
Если позитивные сигналы, поступавшие в начале прошлого и позапрошлого годов, на поверку оказались ложными, и краткосрочный покупательский спрос со стороны спекулятивно настроенных фондов, а также тенденция к закрытию коротких позиций иссякли уже через 4 6 недель, то в этом году дело обстоит иначе: на наш взгляд, положительная динамика сырьевых котировок, наметившаяся в начале 2013 г., приобретет характер более устойчивого тренда, хотя и будет сопровождаться высокой волатильностью. Ключевое отличие нынешней ситуации состоит в значительном увеличении спроса со стороны Китая, отсутствовавшего в предыдущие два года. Действительно, после двух лет неуклонного сокращения коммерческих запасов сырья в Китае, а особенно в странах с наиболее развитой экономикой, потребители оказались перед угрозой снижения рентабельности в том случае, если уровень спроса внезапно возрастет. Наглядной демонстрацией этой угрозы служит ситуация на рынке железной руды: за последние несколько недель цены поднялись более чем на 80% относительно минимумов, зарегистрированных в начале сентября, и достигли на этой неделе почти 160 долл./т (CIF Китай, руда с содержанием железа 62%) – см. график. С начала декабря цены на железную руду повысились на 37% (43 долл./т), и это самый значительный рост цен за этот период, в том числе превосходящий увеличение котировок фьючерсов на арматурную сталь на Шанхайской бирже (16% за тот же период).

Цены на сталь в Китае выросли на фоне увеличения заказов потребителей в преддверии роста государственных инвестиций в строительство и инфраструктуру в 2013 г. При этом внутренние запасы стали достигли минимальных отметок за последние два–три года, и трейдеры вынуждены пополнять запасы стали и железной руды. Если принять во внимание сочетание следующих факторов: растущий спрос, традиционное снижение производства в январе и феврале из-за погоды (обычно на 30% в каждом из этих месяцев), сокращение поставок из Бразилии из-за проливных дождей в первом квартале и риск возникновения циклонов в Австралии – на рынке железной руды имеет место классический дефицит предложения. В данный момент практически весь объем железной руды реализуется по спотовым ценам, поэтому рост котировок на рынке оказался столь же стремительным, как и падение в 3к12 и 4к12, когда китайские инвесторы временно прекратили закупки. В краткосрочной перспективе мы ожидаем дальнейшее усиление давления, поскольку сталелитейные предприятия, по всей видимости, начнут практически в панике закупать сырье для выполнения имеющихся производственных обязательств.

Однако после завершения этого периода цены могут резко скорректироваться и по мере приближения китайского Нового года (10 февраля) вновь вернуться к уровню 140 долл. за тонну (или ниже). Тем не менее мы подтверждаем оптимистичную оценку перспектив рынка железной руды: в 2013 г. сохранится непростая ситуация, при которой спрос может превышать предложение. В результате наш прогноз по ценам на этот год на уровне 130 долл. за тонну уже сейчас выглядит слишком консервативным.

На фоне текущих лидеров роста – стали и железной руды – недрагоценные цветные металлы пока что выглядят не так впечатляюще, но мы ожидаем, что в этом году их привлекательность будет постепенно расти. Следует отметить, что риск со стороны реализуемых в отношении складских запасов сложных стратегий стабильно повышался на протяжении последних 2–3 лет. На складах Лондонской биржи металлов (LME) все большие объемы металлов фактически «нейтрализуются» крупными трейдерами и банками и становятся недоступными для потребителей. Поэтому в случае роста заказов и увеличения спроса пополнение складских запасов может оказаться непростой задачей.

Потребители, которые сохраняли запасы на минимальном уровне, чтобы свести к минимуму оборотный капитал, могут оказаться застигнутыми врасплох. На фоне рекордных объемов аннулированных варрантов на складах LME (55% свинца, 50% цинка, 42% алюминия и 20% меди), купленных трейдерами, чтобы «заблокировать» металлы в очередях на выгрузку в складских пунктах LME, в этом году может оказаться значительным риск резкого роста цен, существенного усиления бэквордации и потенциального дефицита физического металла.

Результаты 2012: сложный год для сырьевых товаров С 1к12, когда все основные сырьевые рынки достигли локальных максимумов, и вплоть до 3к12, когда были пройдены минимумы 2012 г., цены на сырье в мире почти непрерывно снижались. Замедление темпов роста китайской и мировой экономики способствовало продлению цикла сокращения товарных запасов, недостаток которых становился все более ощутимым для потребителей сырья. Это подстегнуло активную игру на понижение со стороны фондов и усилило неприятие риска инвесторами. В результате большинство сырьевых рынков показали худшую с 2009 г. годовую динамику. Исключением стали только золото, подорожавшее на 6%, и нефть Brent, оставшаяся примерно на том же уровне, что и год назад. Котировки цветных металлов снизились в диапазоне от 10% (медь) до 24% (никель), тогда как белых драгметаллов – на 10–12%. Особенно сильно пострадали рынки стали и сырья для ее производства: коксующийся уголь подешевел на 27%, железная руда – на 22%, горячекатаная листовая сталь – на 12%.

Тем не менее динамика средней цены маскирует, как это обычно бывает, более интересные тенденции, зафиксированные в течение года. В этом плане цветные металлы выглядели более оптимистично – в результате ралли, наблюдавшегося в 4к12, свинец и цинк завершили год ростом на 14–16%, в то время как медь и алюминий выросли на 4–5%. По итогам года подешевел только никель (минус 9%), который показывал явную отстающую динамику с начала 2011 г. Более того, ралли 4к12 также привело к росту цен на железную руду почти на 5%, хотя цены на коксующийся уголь упали еще больше – на 32%. В сегменте драгоценных металлов золото оказалось среди отстающих– цены на желтый металл выросли за год на 7%, в то время как серебро подорожало на 9.5%, а платина – более чем на 10%.

Если исходить из роста цен в 4к12, есть все основания полагать, что 3к12 ознаменовал собой самую низкую точку цикла и стал переломным для рынков. При этом восстановление в Китае, увеличение мирового спроса, переход от распродажи запасов к пополнению запасов и возобновление закупок фондами в совокупности стали мощным локомотивом роста цен. Судя по последним неделям, фонды вновь оказывали некоторое первоначальное предпочтение длинным позициям; мы думаем, что высокая волатильность с продолжительными фазами коррекций в 2013 г. сохранится, но при этом продолжится и рост. Согласно нашему обновленному прогнозу, цены на цветные металлы в 2013 г. поднимутся н а 6 –10%, на драгметаллы – на 10–20%, в то время как цены на уголь продолжат снижаться, а на сталь и железную руду лишь незначительно подрастут. Наши весьма консервативные оценки цен на сталь и уголь были обусловлены снижением спроса на них со стороны фондов и достаточно высоким уровнем производственных мощностей на мировом рынке. Как следствие, сейчас эти секторы, на наш взгляд, могут показать самый сильный рост на рынке сырьевых товаров.

Полагаем, что проблемы в области предложения в 2013 г., обусловленные ростом ресурсного национализма, снижением содержания металла в руде, ограничением в доступе к источникам энергии и погодные и другие природные факторы будут по-прежнему дестабилизировать производство (особенно в Южной Африке, Чили, Австралии и Бразилии). Наибольшим потенциалом роста, на наш взгляд, обладают сырьевые товары, подверженные риску возможного снижения производства и пользующиеся спросом со стороны Китая. Таким образом мы по-прежнему отдаем предпочтение меди, золоту, серебру, металлам платиновой группы и железной руде; полагаем, что на рынках стали положительные сюрпризы могут преподнести дорожающие сталь и коксующийся уголь.


Теги:   Brent Виктор Белски Переглядів:   1275

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН