Дэвид Тарр: США станут Грецией, а еврозона развалится
Думки 21.01.2013 09:01 "Фискальный обрыв" заложен не там, где принято считать. Если американские власти не смогут решить проблему растущего госдолга и социальных обязательств, то через десяток-полтора лет США станут похожи на Грецию, которой никто не хочет давать взаймы, рассказал в интервью телеканалу "Россия 24" Дэвид Тарр, консультант и бывший главный экономист Всемирного банка.- Как вы оцениваете наследие министра финансов США Тимоти Гайтнера?
- Я думаю, что продвижение Гайтнером законодательства Додда-Фрэнка является негативным фактором. Это может быть сродни катастрофы для финансовой системы США, это большое бремя регулирования, у которого мало положительных сторон. При этом я думаю, что Тимоти Гайтнер всегда будет человеком, который вывел США из финансового кризиса. Он много сделал для финансовой системы, многие финансовые учреждения благодаря его действиям смогли избежать банкротства. Именно это, как мне кажется, будет считаться его значительным наследием.
И Гайтнер показал себя очень хорошо в эти нелегкие времена. Есть предположение, что рецессия экономики США могла бы быть глубже, если бы определенные меры тогда не были бы приняты. Я согласен с тем, что сейчас без этих мер ситуация в экономике могла бы быть хуже.
- Вы не думаете, что позиция министра финансов США является немного сложной из-за вопросов, связанных с Конгрессом и трудным политическим процессом?
- Конечно, это поистине сложная ситуация из-за разобщенности политических партий, но более тяжелым является даже не эта разобщенность, а проблемы в бюджетной системе, размер дефицита. Этот дефицит растет, и растет не только госдолг в размере $16 трлн, но также размер необеспеченных обязательств, связанных с социальными программами. Это кризис, который увеличивается в масштабах, поэтому перед министром финансов США стоит очень сложная задача в разрешении этих проблем.
- Бюджетные проблемы США пока не решены. "Фискальный обрыв" просто пока отложили на время. Как вы думаете, как будет развиваться ситуация?
- Я думаю, что существует реальный "фискальный обрыв", но не в том виде, как его привыкли понимать. "Фискальный обрыв" наступает, когда власти лишены возможности заимствований, потому что люди думают, что власти не смогут вернуть занятые деньги; или же властям приходится делать заимствования по очень высоким ставкам.
Это реальный "фискальный обрыв", и если партии не смогут придти к решению, то наступит момент, когда США станут похожи на Грецию – через 10 лет или 15 лет. Но в целом я надеюсь, что США справятся с этим. Также существуют опасения относительно второй волны рецессии в США, если не решить бюджетную проблему. Но я хочу верить в лучшее, в подсчеты макроэкономистов, согласно которым бюджетные мультипликаторы ниже, чем считают некоторые. Да, я думаю, что это проблема, которая несет с собой негативное влияние в краткосрочной перспективе и в долгосрочной перспективе, если будут сокращены расходы, но я хочу надеяться на восстановление бюджетных расходов. Если вы поговорите с людьми вроде Джона Тейлора, который является видным макроэкономистом, то вы услышите от него о том, что бюджетный мультипликатор сейчас составляет примерно 1,6.
- На следующей неделе состоится заседание Еврогруппы. Как вы оцениваете грядущее событие с точки зрения перспектив решения проблем в европейской экономике? Что вы думаете о функции ЕЦБ в решении долговых проблем Европы?
- Тут есть несколько аспектов. Я хочу сказать, что не верю, что еврозона выживет в той форме, в которой она есть сейчас. Я думаю, что еврозоной должна быть меньшая группа стран с устойчивой бюджетной ситуацией. Это очень важный аспект.
Еще одна проблема связана с валютным курсом. Необходим независимый валютный курс для стран вроде Греции и Испании, для того чтобы нормализовать ситуацию с торговым балансом. Это проблема, которая затрагивает конкурентоспособность этих стран. Я не думаю, что это проблема, которую может решить Центробанк. Еще при предложении проекта еврозоны он был раскритикован британскими экономистами: они говорили о том, что в будущем могут наступить проблемы с устойчивостью валютного союза, потому что уровни производительности Германии и стран вроде Греции и Испании абсолютно различные, и этот фактор будет влиять на их способность оставаться в еврозоне.
Кроме того, сильные бюджетные проблемы отдельных стран и отсутствие бюджетного объединения сгущают краски. Защитники проекта еврозоны говорили о необходимости бюджетного объединения, чтобы проект имел возможность долгосрочного существования. Таким образом, я не думаю, что еврозона может выжить и что ЕЦБ может решить эту проблему.
- Вы ожидаете изменений в лучшую сторону в экономической политике Венесуэлы?
- Хотелось бы надеяться. Сейчас это не та экономическая ситуация в Венесуэле, которая ведет страну к долгосрочному росту. С точки зрения анализа, направленного на будущее, есть указатели на увеличение либеральности в будущей политике лидеров страны. Надеюсь, что так и будет в Венесуэле. Я думаю, что в стране много талантливых людей, которые могут помочь ее руководителям вывести страну на более устойчивый путь экономического развития.
Теги: США еврозона Греция Тимоти Гайтнер Дэвид Тарр Фискальный обрыв Переглядів: 1617