Посадка по требованию. Почему обанкротился «Аэросвит» и кто займет его место
Ринки 25.01.2013 12:11 Банкротство «АэроСвита» приведет к переделу рынка — первое место займет МАУ, а крупные иностранные компании увеличат количество украинских рейсов. Но кардинальных перемен не будет — страна неинтересна мировому авиамиру.Три недели понадобилось авиаперевозчикам, чтобы начать делить место, освободившееся после подачи «АэроСвитом» заявления о банкротстве и январского сокращения практически всех рейсов. К 18 января о планах по увеличению количества рейсов и перспективе получить разрешения на новые маршруты заговорили в «ЮТэйр-Украина», «Визз Эйр Украина» и других компаниях. От 80 маршрутов крупнейшего украинского авиаперевозчика осталось только пять. С середины января самолеты «АэроСвита» будут летать по трем даль- немагистральным направлениям — в Нью-Йорк, Бангкок и Пекин и по двум внутринациональным — в Днепропетровск и Ивано-Франковск. На кону — около 3 млн. пассажиров, которых перевозил «АэроСвит», занимавший более трети отечественного рынка перевозок.
Освободившееся на рынке место будет даже больше, если учесть, что заявление о банкротстве похоронило еще «Днеправиа», с прошлого года совершавшую рейсы исключительно для «АэроСвита». А спустя две недели о банкротстве объявила «Донбассаэро». Все три компании входят в «Украинскую авиационную группу», контролируемую Игорем Коломойским. Неприятности не затронули только одну авиакомпанию Коломойского — не входящую в альянс Windrose, специализирующуюся на чартерных рейсах.
Об уходе с рынка авиаперевозок Коломойского и «Привата» речь не идет — по словам экспертов, часть лайнеров «АэроСвита» может перейти к МАУ, а четыре самолета «Донбассаэро» получит Windrose. Кроме того, в декабре в Днепропетровской области была зарегистрирована еще одна компания — «Авиаднепр», которую возглавил Сергей Ткаченко — экс-предправления «Днеправиа».
За долги
Версий происходящего несколько. Первая — бизнес Игоря Коломойского мог заинтересовать людей из ближайшего окружения президента. Вторая — «АэроСвит» стал жертвой продуманной реструктуризации авиационных активов «Привата», следствием которой будет банкротство компании и сохранение за группой наиболее выгодных направлений авиаперевозок. По третьей Игорь Коломойский вошел в состав собственников второго по величине украинского перевозчика — МАУ. Правда, последнюю версию опровергает Арон Майберг — владелец МАУ и первый собственник «АэроСвита», заявивший в конце прошлой недели в интервью Forbes, что никаких изменений в составе акционеров «Международных авиалиний Украины» не произошло. Большинство экспертов склоняются в пользу последней версии. «Игорь Коломойский, вероятно, просто реорганизует свои активы, выстроив авиационный бизнес вокруг МАУ», — уверен эксперт центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк. По его словам, развивать два конкурирующих бренда — «АэроСвит» и МАУ — не было смысла, а репутация последнего лучше.
В любом случае инициированное компанией банкротство и санация могут защитить «АэроСвит» от кредиторов. А их у компании немало — суммарный долг авиаперевозчика достигает 4,27 млрд. грн. (по состоянию на 27 декабря 2012 года), а общая балансовая стоимость активов составляет всего 1,467 млрд. грн. Кстати, не исключено, что получив защиту от кредиторов, перевозчик сможет восстановить часть своих рейсов.
Тяжелое положение «АэроСвита» нельзя списать исключительно на злую волю хозяев — рынок авиаперевозок не оправился от кризиса. По словам Брайана Пирса, главы эконо- мического отдела International Air Transport Association, перевозчиков ожидает еще один тяжелый год. «Рентабельность по чистой прибыли в 2013 году будет менее 3%. Особенно трудно сократить расходы и оставаться конкурентоспособными небольшим авиакомпаниям», — говорит эксперт. С учетом того, что за прошлые четыре года защиты от кредиторов были вынуждены просить компании уровня American Airlines Corporation, Japan Airlines, Alitalia, заявление о банкротстве для «АэроСвита» было вполне логичным выходом.
Другое дело, что, в отличие от упомянутых авиакомпаний, украинская не имеет собственного парка. Часть из 29 лайнеров компании исполь- зовалась по лизинговым схемам, несколько — например региональные Embraer, купленные у Alitalia, и несколько Boeing, приобретенные у Royal Brunei, — по словам источников «Инвестгазеты», принадлежат структурам Игоря Коломойского. Точных данных о парке и принадлежности самолетов компания никогда не раскрывала. Точно так же нет точных данных о структуре долгов. Cреди основных статей кредиторской задолженности эксперты называют долги перед аэропортами, партнерами- перевозчиками, «Роснавигацией» (компания много летала над территорией РФ), долги перед заправщиками и лизингодателями — как независимыми, так и контролируемыми структурами Коломойского.
Глобальный передел
В январе «АэроСвит» осуществит только пять рейсов. Правда, глава Госавиаслужбы Анатолий Колесник считает, что с началом действия летне- го расписания авиаперевозчик может восстановить до 90% полетов. Но это сомнительно — по данным «Инвестгазеты», в компании сокращают штат пилотов и техников, а с передачей части самолетов в МАУ уменьшится и авиапарк. Скорее всего, место бывшего лидера займут другие игроки. Заявки на рейсы «АэроСвита» по состоянию на 17 января в Госавиаслужбе отсутствовали. Но конкуренты уже приступили к дележу. Внутренние рейсы, за исключением Днепропетровска и Ивано-Франковска, аэропорты которых контролируются Игорем Коломойским, скорее всего, заполнит компания «ЮТэйр-Украина». «Нам интересно увеличение количества рейсов, тем более что у нас есть все необходимые разрешения», — заявил «Инвестгазете» сопредседатель наблюдательного совета компании Карен Антонов. Впрочем, по его словам, из-за отсутствия широкого спроса на внутренние перелеты это увеличение будет меньше 20%.
Но самыми выгодными направлениями являются маршруты из Киева в Россию, Польшу, Венгрию, Чехию, Израиль и на Кавказ — именно здесь конкуренты будут увеличивать число рейсов в первую очередь. К примеру, по словам пресс-секретаря «Визз Эйр Украина» Кристины Косоноцкой, на февраль и март они добавили 14 рейсов в Будапешт и рассматривают возможность дальнейшего расширения по другим направлениям. Когда «АэроСвит» остановил полеты в Азербайджан и Армению, продажи по этим направлениям начала МАУ — у компании уже были полученные в Госавиаслужбе Украины назначения на маршруты в Баку и Ереван. Сейчас, по словам исполнительного вице-президента МАУ по коммерческой работе Сергея Фоменко, рассматривается возможность начала выполнения собственных рейсов в Копенгаген, Стокгольм, Ларнаку, Афины, Салоники, Батуми, Костанай и другие города.
Часть пассажиров будет вынуждена уйти в Lufthansa, Austrian Airlines, Turkish Airlines и «Аэрофлот». Правда, тут есть своя тонкость — дело в том, что Украина не присоединилась к режиму «свободное небо», действующему в ЕС и Северной Америке, и далеко не все перевозчики имеют разрешения на рейсы в Украину. К примеру, KLM сейчас совершает 14 прямых рейсов в неделю между Амстердамом и Киевом. «Это максимальное количество рейсов, которые мы можем совершать согласно двусторонним договоренностям между украинскими и датскими авиационными госорганами», — заявил «Инвестгазете» глава представительства Air France-KLM в Украине Ханан Цвайг.
Что же касается дальнемагистральных пассажиров, то им придется летать в США, Канаду, Китай или Индию с пересадкой. Кроме «АэроСвита», в стране нет ни одного перевозчика, способного осуществлять межконтинентальные рейсы. Ни Lufthansa, ни «Аэрофлот», ни любая другая иностранная авиакомпания не обеспечат украинским пассажирам возможность без пересадки лететь на дальнемагистральных маршрутах. Перелеты будут осуществляться через хабы в Европе и Азии. «В Киеве довольно сложно собрать достаточное количество пассажиров для загрузки дальнемагистрального лайнера. А дальность полета среднемагистральных ограничена 5000-5500 км», — объ- ясняет Вадим Слободянюк.
В целом Украина не слишком привлекательна для крупнейших мировых авиаперевозчиков. По прогнозам International Air Transport Association, прибыльными направлениями для авиакомпаний являются Северная Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток. Украина, как и вся Европа, не сулит компаниям прибыли, а значит, новых сильных игроков ждать не стоит, и у вечного второго игрока — МАУ — в случае ухода «АэроСвита» сильных конкурентов не будет.
Теги: Аэросвит МАУ Днеправиа Визз Эйр ЮТэйр-Украина Переглядів: 3961