Владимир Каплиенко: Ситуация с "Аэросвитом" — управляемый процесс монополизации авиаперевозок в Украине
Думки 25.01.2013 12:06 Бывший народный депутат, глава набсовета Всеукраинского благотворительного фонда "Институт социальных проектов" Владимир Каплиенко рассказал "Делу", что слияние "Аэросвита" и МАУ неизбежно и всему виной непростые отношения Коломойского с властями УкраиныНезатухающий кризис отрасли авиаперевозок, тлеющий в мире вот уже несколько лет, коснулся и Украины. Хроники все новых и новых событий связанных с компанией "Аэросвит", как сводки с фронтов публикуются СМИ. Эксперты высказывают различные точки зрения, пытаясь найти объяснение происходящему. Главным действующим лицом выступает Игорь Коломойский.
Именно с господином Коломойским и его непростыми отношениями с властями чаще всего связывают происходящее. Некоторые эксперты уже успели окрестить все это началом конца империи Коломойского. Да и есть о чем задуматься. Суета вокруг Кременчугского нефтеперерабатывающего, нескончаемые налоговые проверки АЗС "Укрнафта", перебои в работе Запорожского и Стахановского заводов ферросплавов, финансовые проблемы ФК "Арсенал", страшилки об обвале "ПриватБанка", банкротство "Аэросвита", "Донбассаэро", "Днепроавиа". Очевидно, что все указанные события связаны между собой и… борьбой за выживание бизнеса Коломойского и предприятий входящих в группу "Приват" в условиях возросшего прессинга со стороны новой власти и ее претензиях на контроль финансовых потоков в стране. Однако при внимательном рассмотрении среди прочих можно выделить банкротство компании "Аэросвит". Почему? Да потому, что процесс банкротства, запущенный в конце 2012 года, более всего похож на управляемый и тщательно продуманный план монополизации рынка авиаперевозок в Украине.
На мой взгляд, старт процедуры банкротства компании "Аэросвит" и изменения состава акционеров компании "Международые авиалинии Украины" (МАУ) связаны между собой.
В таком свете абсолютно логично предположить грядущее слияние, возможно и неформально, двух крупнейших компаний
Очевидно, что дальномагистральные коммерческие маршруты "Аэросвита" и устоявшиеся рейсы на восток отлично дополнят западную стратегию развития МАУ.
Да, от этой идеи отмахиваются как со стороны МАУ, так и "Аэросвита". Тем не менее, последовательность развития событий вокруг МАУ и "Аэросвита" однозначна:
1. В первом полугодии 2012 года МАУ и "Аэросвит" ослабляет взаимную конкуренцию.
2. В третьем квартале прошлого года акции МАУ концентрируются в одних руках, и к ним, возможно, имеет самое непосредственное отношение бизнесмен-миллиардер Игорь Коломойский.
3. В декабре 2012 НКЦБФР раскрывает информацию о смене акционеров МАУ.
4. За два дня до завершения 2012-го "Аэросвит" регистрирует заявление в суд о фактической неплатежеспособности компании с долгами более 533 млн. долларов.
5. Запустившая процедуру банкротства компания отменяет рейс за рейсом, "подвешивая в воздухе" сотни пассажиров. МИД рекомендует туристам "учитывать ситуацию".
6. Начиная с начала года, руководство компании "Аэросвит" уже открыто демонстрирует пассивность в обслуживании даже текущих, ранее выкупленных рейсов, оплачивая требования аэропортов только после сильнейших публичных скандалов (Тель-Авив, Варшава, Киев, Москва, Хошимин...).
7. Как только компания "Аэросвит" объявило о своем банкротстве, выгоды от этого получила только компания "МАУ" через претензии на флот и маршруты заявившей о своей финансовой несостоятельности крупнейшей в Украине компании "Аэросвит".
Несколько слов о заявлении, поданном представителями "Аэросвита" в суд. В нем прямо говорится, что "авиакомпания не имеет возможности одновременно заплатить долги всем своим кредиторам, а удовлетворение требований одного или нескольких из них приведет к невозможности исполнения денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами". Хозяйственный суд, как следствие, ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Параллельно судебные власти приняли решение ввести процедуру распоряжения имуществом должника и назначить арбитражного управляющего. Им стал Леонид Талан — человек, как пишет Експерт, весьма близкий Игорю Коломойскому.
Ну и куда же без разговора о деньгах. Долги, которые не желает обслуживать "Аэросвит" составляют 533 млн. долларов. Стоимость собственных активов компании — 183 млн. долларов. Таким образом, разница составляет 350 млн. А не куплена ли часть собственности МАУ за деньги подлежащих списанию долгов? И я, например, совершенно не удивлюсь, если сумма сделки по приобретению части собственности МАУ будет сопоставима со списанными долгами компании "Аэросвит". Зачем же платить из собственного кармана, если через процедуру банкротства можно это сделать за чужой счет? Это логично, если источник финансирования всех указанных проектов один и тот же. Аналогичный агрессивный "стиль" прослеживается и в делах компаний поменьше — "Донбассаэро" и "Днепроавиа". Хотелось бы вспомнить баснословные цены на билеты и загрузку рейсов этих авиакомпаний еще полгода назад. Далее комментарии излишни.
Теги: Аэросвит Донбассаэро Владимир Каплиенко Днепроавиа Переглядів: 1814