Нил Маккиннон: Свидетельства роста
Думки 05.02.2013 13:15 Большинство выходящих в последнее время индикаторов говорят о стабилизации и постепенном восстановлении темпов роста мировой экономики. Одним из таких индикаторов, описывающим положение дел в мировой промышленности, является соответствующий глобальный индекс PMI, растущий уже четыре месяца подряд. Его последнее значение, опубликованное на прошлой неделе, составило 51.5 пункта (против 50.1 в декабре), что является максимумом за последние десять месяцев.Правда, при раздельном взгляде на крупнейшие экономики мира картина роста оказывается неоднородной. На этой неделе будут опубликованы индексы PMI сферы услуг – сектора, обладающего большим удельным весом в структуре мировой экономики – благодаря чему мы сможем получить более полную картину происходящего.
Согласно данным индекса PMI в промышленности, локомотивами восстановления в настоящий момент являются Китай и США (в частности, китайский индекс достиг почти 2-летнего максимума). Индекс PMI сферы услуг Китая, опубликованный в эти выходные, также рисует позитивную картину: его январское значение составило 56.2 пункта против 56.1 месяцем ранее. Индекс PMI в промышленности США, в свою очередь, достиг 10-месячного максимума, что подтвердил и вышедший в пятницу индекс ISM Manufacturing, повысившийся с 50.2 до 53.1.
Данные PMI также показывают, что развивающиеся рынки способствовали последнему повышению активности в мировой промышленности, учитывая рост производства в Бразилии, России, Индии, Турции и Вьетнаме.
Однако в еврозоне и Японии наблюдается существенное отставание. Что касается еврозоны, спад во Франции усугубился в январе, и есть ряд опасений относительно ближайших перспектив экономического роста в целом, снижению которых не способствует обеспокоенность направлением бюджетной политики и, в частности, переходом к более высоким ставкам налогообложения. Уровень безработицы в еврозоне составляет 11.7%, но в некоторых странах он значительно выше. Например, в Испании безработица составляет 26%. В четверг ЕЦБ проведет очередное заседание по вопросам денежно-кредитной политики, но никаких изменений по его итогам не ожидается. С учетом жесткой фискальной политики неудивительно, что собственные прогнозы ЕЦБ предполагают практически нулевой экономический рост в ближайшие два года. Отчет ЕЦБ о банковском кредитовании также указывает на почти не изменившиеся условия кредитования и на то, что у банков еврозоны нет желания направлять предоставленную ЕЦБ ликвидность в реальную экономику.
Что касается Японии, экономическая ситуация здесь за последние шесть месяцев ухудшилась. Промышленное производство упало на 7.8% в годовом исчислении, а экспорт снизился на 5.8%. Новое руководство либерально- демократической партии нацелено на разворот экономической ситуации и планирует реализовать очередные меры бюджетного стимулирования, а также призывает Банк Японии более активно ослаблять монетарную политику. С ноября прошлого года японская иена сильно ослабла относительно доллара США и евро, что также говорит в пользу смягчения политики. Ослабление иены стимулировало появление разговоров о «валютных войнах», а на фоне неопределенного экономического роста, и особенно в условиях, когда некоторые из основных экономик уже больше не могут снижать процентные ставки, ослабление валюты все больше рассматривается как катализатор роста. Конечно, в последнее время в «валютных войнах» нет победителей, в том смысле, что, по определению, если одна страна ослабляет свою валюту, в другой стране валюта укрепляется. Таким образом, благоприятное воздействие на экспортную конкурентоспособность страны может оказаться кратковременным. Разочарование из-за неспособности укрепить свои позиции в сфере экспорта может подстегнуть протекционизм и введение инструментов контроля над капиталом в целях защиты экспортно-ориентированных отраслей, но и другие страны могут принять симметричные меры, что в результате негативно отразится на состоянии мировой торговли и перспективах устойчивого восстановления мировой экономики.
В настоящее время наблюдается укрепление евро и китайского юаня. Общую тенденцию к укреплению демонстрировали и валюты ряда других азиатских стран, и вот теперь, по некоторым признакам, эта тенденция усиливается. Что касается евро, то ввиду плачевного состояния экономики еврозоны дальнейшее укрепление единой валюты достаточно больно ударит по экспортерам валютного альянса. Пока что руководство еврозоны не спешит афишировать то, как укрепление валюты отражается на состоянии экспорта, но очевидно, что ситуация может резко измениться, если курс евро относительно доллара пробьет отметку в 1.40. Не следует забывать и то, насколько важное значение имеет стремительное укрепление евро относительно иены с точки зрения экспорта из стран еврозоны, и особенно Германии, на азиатский рынок. Повестка дня предстоящего саммита глав финансовых ведомств «большой двадцатки», который пройдет 15–16 февраля в Москве, скорее всего, будет включать в себя тему «валютных войн».
Глобальные дисбалансы, то есть различия между экономиками с профицитом и дефицитом торгового баланса, по-прежнему велики – страны «большой двадцатки» ищут решение этой проблемы уже много лет. Ликвидация разрыва требует не только некоторой корректировки валютных обменных курсов, но и изменений в относительной динамике внутреннего спроса. Иными словами, странам с профицитом торгового баланса необходимо проводить политику, стимулирующую увеличение расходов и уменьшение нормы сбережений, в то время как страны с дефицитом торгового баланса должны тратить меньше и экономить больше. К сожалению, на практике такие дискуссии, как правило, являются односторонними. В этом во многом виноваты США, которые ранее критически высказывались о валютной политике Китая и угрожали протекционистскими мерами, если китайцы не допустят некоторой «гибкости» своих обменных курсов, то есть на самом деле укрепления валюты. Китай фактически поддался давлению, но США в последнее время ослабили критику Китая. Возможно, это связано с тем, что Америка зависит от Китая, крупнейшего иностранного держателя казначейских облигаций США, в части финансирования дефицита бюджета. Проблемы американской фискальной политики хорошо известны; их решение – основная задача политиков страны. Наряду с огромным дефицитом торгового баланса США повторное возникновение «двойного дефицита» может вполне войти в повестку дня в ходе будущих встреч «большой двадцатки».
Между тем зависимость Америки от иностранного финансирования и риск того, что зарубежные инвесторы начнут сокращать долю американского долга в своих портфелях оставляют открытым вопрос повышения доходности американских казначейских облигаций и ослабления доллара. Однако иностранные инвесторы могут отказаться от принятия поспешных решений по поводу резкого избавления от американского долга, так как это может обернуться им убытками – масштабная продажа долговых обязательств США приведет к снижению их стоимости и ослаблению доллара. Однако в долгосрочной перспективе инвесторы, очевидно, все же предпочтут держаться в стороне от американских долговых обязательств и доллара, из-за чего, как мы полагаем, будет довольно трудно избежать сценария, в соответствии с которым доходность американских казначейских облигаций начнет расти по сравнению с низким историческим уровнем. С точки зрения доллара США текущий период слабости валюты может вполне продлиться до того момента, когда еврозона и Китай решат, что они больше не могут справляться с негативными эффектами от обесценения валют. В результате нас может ожидать очередной период высокой волатильности валютных курсов.
Теги: PMI ISM Manufacturing Нил Маккиннон Переглядів: 1140