Стин Якобсен: Иллюзии Востока против близорукости Запада
Думки 05.02.2013 13:19 Если бы мне пришлось выбрать два слова для сравнения двух регионов – европейского и азиатского, тогда Европу против Азии я назвал бы близорукостью против иллюзии. В Европе мы наблюдаем узость взглядов, то есть мы всего лишь пытаемся остаться на плаву до следующего квартала. В Азии разговоры сводятся к чрезмерно высоким темпам роста недвижимости, последствиям мирового печатания денег и насколько старая/большая Азия уступает молодой/меньшей Азии. В то время как в Азии внимательно отслеживают малейшие изменения тенденций и всегда стремятся зарабатывать деньги, Европа празднует «сдерживание кризиса» – и новые максимумы в безработице.Никто из инвесторов, с которыми я встречался в Европе, не хочет говорить о стране «на выход» или о том, как вернуться к нормальной жизни, напротив, все они хотят отполировать свои слитки золота, поскольку ждут какой стороной обернется новый системный кризис. Это некрасиво и только подчеркивает ментальность обремененной долгами Европы по сравнению с чрезмерными сбережениями Азии. Эти дисбалансы нужно изменить и поскорее.
Азия напоминает 1997/98
В Азии я не слышал ничего кроме похвалы в адрес Индонезии и Тайланда. Что касается Китая, большинство отчетливо видели всплеск активности в стране, но никто не покупается на ее устойчивое развитие. Правило Всемирного банка в порог 4000 долл. на душу населения - отметка, после которой рост становится более сложной задачей, - кажется, все еще живет и останется полезным для выбора победителей и неудачников в Азии в ближайшие пять или шесть лет. (Китай пересек порог в 4000 долл. в 2010 году).
По европейским и американским меркам у Китая все будет в порядке, а у остальных стран Азии все будет еще лучше. В мировом масштабе, любая страна ниже порога в 4000 долл. является неплохим кандидатом, пока ее характеризует правильное сочетание политики, в частности, открытость к иностранному инвестированию и стабильность правительства и политики. И снова, Индонезия – «восходящая звезда», однако, фаворитом в этом отношении долгое время была Африка.
Как Тайвань, так и Южная Корея резко затормозили, когда их экономики достигли порога в 4000 долл. на душу населения, и их рост уменьшился с 8-10% до 5-6%. Так поприветствуем новый образец нормального развития - Китай.
Во многих отношениях Азия напоминает 1997/98 год – огромный положительный поток прямых иностранных капиталовложений и столь же огромная самонадеянность со стороны инвесторов, от Мьянмы до Малайзии они инвестируют в «растущий средний класс Азии». Звучит неплохо, но мне кажется, что здесь есть немного иллюзии. Выйти из «ловушки среднего дохода» не так просто.
Многие забывают о том, что пророчили Китаю и Индии титул сверхдержав, и что в 1600 году ВВП Китая и Индии отвечал почти за половину мирового ВВП. Возможно, история повторится, но если эти экономики не предпримут правильных действий, то этому не бывать.
Реальные деньги за пределами азиатских мега-городов
Я уверен, что цикл легкого роста в Азии завершен, здесь по-прежнему можно делать большие деньги, но внимание больше не будет направлено на Шанхай, Гонконг или Пекин.
Я встретился с несколькими очень умными инвесторами и генеральными директорами, и все они мне сказали, что реальные деньги находятся за пределами мега-городов – и снова задумайтесь о правиле 4000 долл. Шэньчжэнь, например, недавно сократил налоговую ставку, чтобы состязаться с Гонконгом, что делает Шанхай и Пекин еще менее конкурентоспособными.
Мы часто забываем о том, что начисление процентов на капитал в итоге получает «премию за ликвидность», то есть процент зависит от того, насколько доступна ваша инвестиция: чем меньше ликвидность, тем более высокий процент вас ждет (и больший риск, конечно). Именно такого принципа придерживаются представители высшего класса в Гонконге, и вам следует делать то же самое.
На данный момент в Азии лучшее соотношение цен, по сравнению с Европой и США. Еще один значимый фактор – современная Азия обладает более открытой экономикой, чем Европа и США. Цена интервенции в стиле Драги или Бернанке очень высока – экономический рост начнет сокращаться стремительными темпами, также как и частное предпринимательство.
Я, наконец, осознал, что Китай – это огромная информационная пропасть. Я присутствовал на международной выставке иностранных валют в Макао и понял, что все «новые валютные продукты» обусловлены маркетинговой стратегией, взятой из индустрии ставок в реальном времени. Не слишком много «одурачивания»? Это продукт массового рынка Китая, который не слишком много понимает в финансовых инструментах за пределами континентального Китая, а также следствие того, что отрасль стремится к наименьшему общему знаменателю. Очень недальновидно.
Отсутствие iPhone и эмигрантов
Наконец, самым большим сюрпризом в Азии стало отсутствие продуктов компании Apple – единственные телефоны Apple я видел в Гонконге, да и те находились в руках эмигрантов, которых, к слову сказать, с каждым моим визитом я наблюдаю все меньше. Явным лидером выступают телефоны компании Samsung. Наши аналитики по-прежнему готовы поклясться, что Apple будет править миром еще лет 100, но для меня отсутствие iPhone стало крупнейшим изменением с момента моего последнего визита в августе/сентябре.
Ключевой вывод такой: Азия осталась гибкой и динамичной, относительная мощь региона смещается к экономикам среднего размера, но общий рост Азии продолжит падать к более жизнеспособному долгосрочному уровню в 4-5% годовых. В Европе царят фрустрация и отсутствие желания принять необходимость изменений.
Аналитики и ключевые СМИ будут отрицать отсутствие продуктов Apple в руках «продвинутых» азиатов, но перемена не просто ощутима, она велика, как и изменения в механизмах мирового роста. Инвестиции БРИК оставляют желать лучшего, поскольку объем в пределах «ловушки среднего дохода» уменьшается. Между тем, неликвидные экономики до 4000 долл. сумеют превзойти все ожидания.
Теги: Apple Стин Якобсен Переглядів: 1297