Налоги не в помощь. Правительство отказывается от мер стимулирования экономического роста
Ринки 12.02.2013 08:09 План правительства по активизации экономики в 2013-2014 годах, предусматривающий бюджетное финансирование в объеме 180 млрд грн, больше не содержит ни одной фискальной нормы, которая может стимулировать экономическое развитие, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Налоги не в помощь. Большинство предложенных Кабмином мер поддержки отраслей были исключены в ходе доработки программы, превратив документ в декларацию о намерениях. В нем остались только те нормы, которые гарантированно обеспечат рост налоговых платежей.Завтра правительство планирует утвердить программу активизации экономики на 2013-2014 годы (копия имеется в распоряжении "Ъ"), содержащую ключевые инициативы, касающиеся повышения конкурентоспособности, улучшения инвестиционных условий, поддержки национального производителя и экспорта, а также импортозамещения. Многие из этих норм были заложены в президентскую программу экономических реформ еще в 2010 году. Очередной проект с объемом требуемого финансирования в 180 млрд грн бюджетных средств в конце января был охарактеризован премьер-министром как "бизнес-план наращивания внутреннего производства". Реализация программы должна способствовать росту ВВП примерно на 2,5-3,5% в год.
Фискальное содействие
Власти планируют добиваться повышения конкурентоспособности экономики за счет новых налоговых мер. Правительство настаивает на оптимизации налоговых льгот в 2013 году, в первую очередь по НДС и налогу на прибыль — общим объемом 15-20 млрд грн. Спустя месяц обсуждения документа с бизнесом оценка экономического эффекта снизилась вдвое — до 6-8 млрд грн. "Отменяются льготы, которыми мы очень гордились,— говорит народный депутат, почетный президент индустриальной группы УПЭК Анатолий Гиршфельд (Партия регионов).— Перечень не указан, но я так понимаю, что отменят льготы сельхозмашиностроению и энергосберегающим технологиям". Исполнительный директор ассоциации судостроителей "Укрсудпром" Юрий Алексеев утверждает, что его отрасль полученными льготами, например по налогу на прибыль, и так практически не пользуется, поскольку отрасль убыточна. Отказ от льгот в авиастроении несет риски увеличения себестоимости продукции и потери клиентов, добавляет директор по корпоративным связям компании "Мотор Сич" Владимир Семенов.
Еще одним признаком фискальной, а не стимулирующей направленности новой налоговой политики, по мнению заместителя главы совета Федерации работодателей Дмитрия Олейника, является нежелание Минфина применять вексельную форму расчета НДС при импорте и освобождать от ввозных пошлин оборудование для реализации проектов в приоритетных отраслях экономики. Закон о стимулировании привлечения инвестиций и создания рабочих мест был принят еще в сентябре 2012 года, но до сих пор не начал работать. "Четыре года назад отменили векселя при растаможке импорта. Было бы разумно вернуть возможность оформлять векселя, а потом уже погашать их, когда продукция произведена и реализована",— говорит председатель правления компании ЗАЗ Николай Евдокименко.
Кроме того, в текущем году правительство намерено ввести механизмы контроля над трансфертным ценообразованием, что даст возможность дополнительно привлечь в бюджет 500 млн грн в год (в последующем — 1 млрд грн). Государственная налоговая служба предлагала контролировать операции между связанными лицами внутри группы компаний и внешнеэкономические сделки с резидентами стран с низким уровнем налогообложения. Будут изучаться все операции с контрагентами объемом свыше 50 млн грн в год. "Было бы целесообразно значительно сузить перечень операций, подпадающих под отчетность, и повысить предельную сумму для контролируемых трансакций, постепенно воспитывая культуру контроля над трансфертным ценообразованием",— говорит исполнительный директор "Европейской бизнес ассоциации" Анна Деревянко. Список операций еще обсуждается в ассоциации.
С мая 2014 года будет введено всеобщее декларирование доходов физических лиц и их легализация посредством нулевой декларации (дополнительно 1 млрд грн поступлений налогов). В правительстве также настроены на снижение нагрузки на фонд оплаты труда — во II полугодии будет уменьшена ставка ЕСВ и расширена шкала прогрессивного налогообложения доходов физлиц. Конкретного размера новых ставок в программе нет, но ранее Государственная налоговая служба предлагала снижение ЕСВ до 15%, а депутаты Верховной рады — до 18%. Наряду с этим будет увеличена ответственность работодателей за несвоевременную выплату зарплаты. "Административный и Уголовный кодексы уже предусматривают ее. Из общего объема задолженности по зарплате долги частного сектора составляют менее четверти",— поясняет Дмитрий Олейник.
Отраслевое лобби
Для защиты отечественного автопроизводителя до сих пор предлагалось увеличить ставки акциза на кузова для легковых автомобилей, ввести механизм утилизации транспортных средств и специальных защитных пошлин на импорт легковых автомобилей с объемом двигателя 1-2,2 л. Рассматривалась и возможность предоставления налоговых льгот — освобождение от налогообложения реинвестированной прибыли предприятий, которые производят транспортные средства по полному технологическому циклу, и частичные преференции для тех, кто занимается сборкой автомобилей. По мнению председателя наблюдательного совета "Еврокара" Олега Боярина, повышение акциза на кузова приведет к закрытию автомобилестроительных предприятий и устранит предпосылки к приходу новых инвесторов. "Акциз на кузова — это мера поддержки не отрасли, а одного конкретного предприятия. В результате отрасль умрет. Ее место займет импорт, поэтому активизировать будет нечего",— поясняет он. "Это скрытый импорт. Когда ввозятся готовые автомобили, то платится ввозная пошлина — 10%, когда кузов — пошлина не платится. Поэтому предложена мера, которая сделает ввоз кузовов невыгодным",— полагает Николай Евдокименко.
По словам господина Боярина, на последнем этапе доработки документа правительство все же решило отказаться от таких "положительных намерений", как частичная компенсация кредитной ставки, а также льгот по реинвестированной прибыли. Не оказалось в последней версии программы и акциза на кузова. Осталась лишь необходимость завершения переговоров с РФ по нераспространению утилизационного сбора на Украину и введение экологических норм на транспортные средства не ниже стандарта "Евро-4".
О том, что Минфин также убрал из программы все меры финансовой поддержки отрасли сельхозмашиностроения, "Ъ" рассказал председатель Херсонского машиностроительного завода Александр Олейник. Оставив льготное кредитование приобретения технологического оборудования для модернизации 35 предприятий, правительство решило отказаться от введения экологического налога и повышения пошлин на импортируемую технику, аналоги которой производятся в Украине. Не обещают больше в Кабмине и усовершенствования механизма возмещения НДС экспортерам. Больше всего не повезло судостроителям. В правительстве решили отказаться от их господдержки, предусматривавшей госгарантии кредитования и увеличение госзаказа. "Государству не нужна отрасль судостроения,— жалуется Юрий Алексеев.— В стране нет заказов, все на 95% работают на экспорт, а если предприятие и нашло заказ, то еще и не вовремя получает возврат НДС. Зато НАК "Нафтогаз Украины" купила плавучие платформы в Сингапуре, буксиры в Нидерландах, хотя голландцы заказывают их у нас, дорабатывают и продают как свои".
Эта же участь постигла и авиационную промышленность. Из 13 условно стимулирующих мер в программе осталась всего одна — создание мощностей для увеличения производства шасси самолетов Ан-140 и Ан-148. Ни госзаказа, ни госгарантий, ни доступного кредитования для лизинговых компаний, ни запрета на импорт самолетов-аналогов, срок эксплуатации которых превышает 10 лет, отрасль так и не дождалась. Все эти меры изъяты уже на стадии разработки программы. "Нам не хотят помогать. Мы только начали становиться на ноги, как Минфин хочет отменить льготы,— возмущен Владимир Семенов.— В России, Германии, Китае, Бразилии работают программы поддержки отрасли, они предоставляют льготы, финансирование. А самое главное, в Германии и Бразилии госбанки дают льготные кредиты далеко не под 25%, а под 3%, а также финансируют экспортных заказчиков".
В силу этих причин Дмитрий Олейник называет документ несистемным — набором мер, которые уже предлагались властью, бизнесом и общественностью, но так и не были реализованы. "Прорывных идей, которые бы свидетельствовали о качественном отличии нового документа, в нем практически нет,— говорит он.— Более того, предложенные меры господдержки бизнеса по многим направлениям идут вразрез с экономической и финансовой политикой Кабмина. Непогашение задолженности по возмещению НДС и отказ возвращать переплаченные суммы налога на прибыль свидетельствуют о сложностях с наполнением бюджета и заставляют сомневаться в реалистичности программы". В условиях сложного выполнения госбюджета ни Минфин, ни Миндоходов не одобрят ни одну норму, которая приведет к сокращению доходов казны или росту расходов. В программе остались только нормы, которые увеличат налоговые поступления.
Теги: ввп Мотор Сич Партия регионов Анатолий Гиршфельд УПЭК Переглядів: 2178