Чужие здесь не ездят. Украина повышает пошлины на ввоз импортных автомобилей
Авто 15.03.2013 08:58 Через месяц в Украине повысятся ввозные пошлины на наиболее популярные модели автомобилей — с объемом двигателя от 1 до 2,2 л, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Чужие здесь не ездят. После почти годовой отсрочки Межведомственная комиссия по международной торговле решила опубликовать соответствующие документы. Такая отсрочка, по мнению экспертов, свидетельствует о недопустимом с точки зрения мирового торгового сообщества протекционизме и может быть оспорена в рамках ВТО. Пока же импортеры готовятся к повышению стоимости иномарок на 10-15%.Согласно выводам, полученным в ходе специального расследования Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) при Минэкономразвития и опубликованным вчера в газете "Урядовый курьер", с 13 апреля вводятся надбавки к существующей 10-процентной пошлине на импорт автомобилей с рабочим объемом двигателя 1-1,5 л и 1,5-2,2 л. Их размер составит 6,46% и 12,95% соответственно. Расследование проводилось по инициативе отечественных производителей — Запорожского автозавода (ЗАЗ), корпорации "Богдан" и завода "Еврокар", которые подали жалобу 30 июня 2011 года.
В публикации МКМТ отмечается, что, согласно данным Всемирной организации производителей автомобилей (OICA), в 2008-2010 годах мировые автозаводы не сокращали производство. В Украине за этот период объем выпуска машин отечественными предприятиями снизился на 79%, а их реализация на внутреннем рынке — на 86,3%. Импорт в 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 37,9%. Это привело к сокращению прибыли от операционной деятельности местных производителей на 89,9% и сокращению персонала на 51,56%. МКМТ установила, что импорт автомобилей в страну вытеснил национального производителя с внутреннего рынка, что причинило отрасли значительный ущерб.
Довольных нет
Местные производители, хотя и поддерживают решение правительства, считают, что введение пошлин в таком размере является полумерой. "Государство идет в правильном направлении, но эти меры не защитят местный автопром, а лишь выведут его на равные условия с импортерами,— заявил "Ъ" председатель правления ЗАЗа Николай Евдокименко.— Однако для создания полновесной конкурентной среды необходимо вводить утилизационный сбор, аналогичный тому, который действует в России". Его поддерживает председатель набсовета "Еврокара" Олег Боярин. "Минимальные пошлины на импорт автомобилей должны составлять не менее 30%. Необходимо также освободить от уплаты налогов ввоз комплектующих для организации производства. В нынешних условиях банки не дают нам кредитов для создания автопроизводства, считая это слишком рискованным",— говорит господин Боярин. Он отметил, за время действия 35-процентной пошлины в России было построено 17 автозаводов, и в Украине не поздно привлекать этих же производителей, чтобы выпускать модели, которые не производятся в соседних странах.
В то же время, по словам Николая Евдокименко, развитию местного автопрома мешает крупноузловая сборка автомобилей, которая фактически является скрытым импортом. "Этот вопрос вчера обсуждался с главой Верховной рады Владимиром Рыбаком, и он нас заверил, что парламент будет способствовать скорейшему запрету такого производства",— говорит он.
Во Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) заявили, что в течение месяца ведущие автоимпортеры могут свернуть свою деятельность в Украине. В ассоциации напоминают, что после введения в 2002 году спецпошлин на российские автомобили в размере 31,7% их стоимость на украинском рынке увеличилась на 38%, при этом местные производители воспользовались данной ситуацией и также подняли стоимость своих машин.
Директор департамента маркетинга и рекламы концерна "Нико Менеджмент" Ярослав Вовк говорит, что группа "Нико" (импортер Mitsubishi) последние четыре года работает с отрицательной рентабельностью и не сможет сохранить цены на существующем уровне. "Дистрибуторы и дилеры в Украине в среднем работают с маржой 3-8%, так что импортеры скорее всего не смогут сохранить цены на прежнем уровне, и стоимость машин в среднем возрастет на 10-15%. Чтобы выторговать скидку у производителя, необходимо повышать объем продаж, а предпосылок к этому в Украине в ближайшее время не будет",— говорит эксперт. "Потенциальные покупатели просто спрячут свои деньги "под подушку". Люди перестанут брать кредиты в банках. Это затормозит банковскую систему и приведет к отсутствию роста реальных зарплат и поступлений в Пенсионный фонд, сокращению персонала, росту безработицы",— говорит директор представительства "Citroen Украина" Лоик Сибрак. По его словам, компания переформирует модельный ряд с тем, чтобы как можно меньше автомобилей подпадало под действие новых дополнительных пошлин.
Генеральный директор УкрАвтоВАЗа Игорь Вознюк говорит, что компания ведет переговоры с производителем о снижении отпускной цены на автомобили Lada. "Думаю, что нам удастся договориться о некотором снижении цены, но уменьшить свою маржу придется и дилерам, и дистрибуторам. Впрочем, цены на автомобили все равно возрастут, так как мы не в состоянии компенсировать весь объем пошлины",— говорит он. По его словам, такое госрегулирование может возродить интерес АвтоВАЗа к запуску производства одной-двух своих моделей на мощностях украинских производителей.
Судебные перспективы
В МКМТ считают, что обязательства, взятые страной при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), не запрещают применять специальные меры против увеличения импорта, который угрожает причинением значительного ущерба национальному производителю. По данным "Укравтопрома", доля импортных автомобилей по итогам 2012 года составила 83%. Всего было ввезено в страну 204,9 тыс. автомобилей на сумму $3,2 млрд. Крупнейший поставщик — Россия (37,5 тыс.), на втором месте — Германия (27,1 тыс.), а на третьем — Япония (23,9 тыс.).
Противоположного мнения придерживаются страны-автоимпортеры. В минувшем году накануне принятия МКМТ данного решения ряд стран-импортеров, включая ЕС и Японию, заявляли, что введение спецпошлин Украиной нарушит правила ВТО. Это можно делать лишь в случае резкого непредвиденного роста импорта. Тогда как импорт автомобилей в страну за 2009-2010 годы, напротив, снизился на 71,5%, до 107 тыс., утверждала тогда японская делегация ВТО (см. "Ъ" от 28 мая 2012 года). "Учитывая, что ключевые торговые партнеры Украины заявили о необоснованности введения таких мер еще в ходе расследования, то в ближайшее время стоит ожидать инициирования ими консультаций, предшествующих обращению к процедуре урегулирования споров в рамках ВТО",— отмечает советник юридической фирмы "Саенко Харенко" Наталья Микольская.
В представительстве ЕС обещают обнародовать официальную позицию по введению Украиной защитных мер в пятницу. По информации "Ъ", такая отсрочка связана с уже начавшимися консультациями с представителем ЕС при ВТО, а значит, вероятность обращения к инструментам торговой организации очень высока. "К сожалению, возможностей для мирового решения этой проблемы почти не осталось",— признает источник, близкий к Еврокомиссии.
Эксперты затрудняются оценить перспективы потенциального торгового спора, поскольку между датой решения МКМТ и ее вступлением в силу пройдет почти год. При этом факт запоздалого вступления в силу этого решения может стать ключевым аргументом в этом споре. По словам источника "Ъ" в Минэкономразвития, за последний год "ситуация на автомобильном рынке несколько изменилась, и теперь нам будет легче доказать правомерность использования таких мер".
А, по словам источника, близкого к Еврокомиссии, сам факт запоздалой публикации решения свидетельствует о непонимании украинскими властями сути защитных мер. "Год назад украинские власти заявили об угрозе для национальных производителей со стороны автомобильных импортеров, однако защитных мер так и не приняли, что свидетельствует о том, что эта угроза не была настолько серьезной, как заявлялось. Соответственно, введение этих мер сейчас уже никак нельзя связывать с прошлогодними угрозами, а можно назвать протекционизмом",— отметил собеседник "Ъ".
Теги: Богдан НИКО ЗАЗ Еврокар Mitsubishi Citroen Украина Переглядів: 2464