Нил Маккиннон: Взгляд на Китай
Думки 25.03.2013 09:02 В центре внимания финансовых рынков сейчас, очевидно, развитие событий на Кипре. Участники рынков надеются, что ситуация, конце концов, нормализуется, и правительство Кипра сумеет найти способ привлечь еще 5.8 млрд долл., необходимых для получения пакета помощи от ЕС/МВФ а размере 10 млрд евро.Если сравнить с условиями предоставления финансовой помощи другим странам, таким как, например, Греция, то для Кипра «цена» оказалась довольно невысокой. Однако это вовсе не означает, что более широкие риски, касающиеся распространения на остальную часть еврозоны, особенно на банковские системы стран Южной Европы, незначительны. Наоборот, игнорирование этих рисков только потому, что доля Кипра в ВВП еврозоны довольно мала, может быть ошибкой. ЕЦБ, грозя прекратить финансирование, если договоренность не будет достигнута в ближайшее время, лишь угрожает увеличить вероятность «набега на банки» и оттока средств с депозитов, когда кипрские банки откроются на следующей неделе во вторник. Ранее на этой неделе мы уже писали о том, что существует риск развития событий по аргентинскому сценарию (политика “corralito”), в также введение контроля за движением капитала.
Также стоит отметить, что последняя экономическая статистика из еврозоны разочаровывает. Составной индекс деловой активности еврозоны за прошедший месяц упал с 47.9 до 46.5. Во Франции индекс деловой активности в сфере услуг опустился до самого низкого уровня с февраля 2009 г. Статистика деловой активности обычно коррелирует с динамикой ВВП в еврозоне; таким образом, в краткосрочной перспективе темпы роста реального ВВП, скорее всего, будут отрицательными.
В такой обстановке достигшая уже рекордного уровня безработица вряд ли начнет снижаться. Налогово-бюджетная политика остается жесткой, и дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики еще только ожидается, учитывая отсутствие снижения процентных ставок. Впрочем, ослабление евро несколько улучшило ситуацию. Неопределенность в связи с кризисом на Кипре не способствует повышению деловой активности и потребительской уверенности, тем более что банковская система вновь может оказаться под давлением.
Упорство Германии в том, чтобы условием предоставления Кипру финансовой помощи было использование средств банковских вкладчиков, свидетельствует о нежелании немецких властей заставлять своих налогоплательщиков нести дополнительные расходы (в особенности в преддверии выборов в Германии в сентябре этого года). Между тем ирландских налогоплательщиков данный шаг должен расстроить, так как на их плечи легли все расходы по оздоровлению банковской системы страны, при этом держатели облигаций и вкладчики были защищены. В условиях роста госдолга как доли ВВП во всех странах еврозоны, кроме Германии, власти все чаще оказываются неспособны оказать поддержку неплатежеспособным банкам.
На каком-то этапе неспособность погашения долгов в их текущей форме повысит вероятность реструктуризации задолженности. С фундаментальной точки зрения денежный союз при отсутствии бюджетного союза ставит под вопрос жизнеспособность еврозоны в долгосрочной перспективе. Центральное место занимает вопрос о том, есть ли у Германии желание монетизировать долги Южной Европы. Если ответ на него окажется отрицательным, то механизм регулирования экономик с дефицитным торговым балансом сделает невозможным возврат к профициту.
Пока в Европе продолжает бушевать кризис, в других частях света можно отчетливо разглядеть признаки улучшения экономической ситуации. Экономические индикаторы, выходившие в последнее время в США, демонстрировали поразительную устойчивость, несмотря на сохраняющуюся неопределенность в фискальной сфере. Не исключено, что недавняя статистика попросту не успела в полной мере отразить произошедшее сокращение госрасходов и повышение налогов, и в течение ближайшего квартала действительно имеет смысл сохранять осторожность на случай возможного снижения экономической активности. Между тем, по оценкам ОЭСР, валовый объем заимствований, который в этом году необходимо привлечь странам – членам организации, немного увеличится по сравнению с прошлым годом – с 10.8 трлн долл. до 10.9 трлн долл.
Однако Соединенные Штаты, на наш взгляд, вполне способны избежать рецессии и начать демонстрировать темпы роста (во всяком случае, во второй половине года), приближающиеся к уровню около 2.0–2.5%. Рынок жилья и благосостояние населения восстанавливаются, рост денежной массы ускоряется, долги домохозяйств продолжают сокращаться. Политика ФРС сохраняет стимулирующий характер и по-прежнему нацелена на снижение безработицы, а постепенное сокращение объемов выкупа облигаций и сворачивание программы количественного смягчения, скорее всего, начнется только в следующем году.
А что же Китай? ОЭСР только что опубликовала обзор, посвященный ситуации в стране. Согласно представленным в нем прогнозам, рост реального ВВП Китая в 2013 г. должен составить 8.5%. Наш прогноз несколько скромнее. Это объясняется тем, что мы ожидаем некоторого ужесточения денежно- кредитной политики Китая позднее в этом году, которое наверняка окажет на экономику определенный «охлаждающий» эффект. Однако по любому критерию, а также учитывая проблемы, связанные с высоким уровнем инвестиций по отношению к ВВП, и необходимость избежать повторения кредитного «пузыря», рост по-прежнему выглядит весьма устойчивым. ОЭСР отмечает некоторую ребалансировку в структуре экономики Китая. Профицит счета текущих операций существенно сократился – с 10% ВВП в 2007 г. до менее 3% к настоящему моменту. Профицит счета текущих операций Китая в сочетании с дефицитом счета текущих операций США является основной причиной сохранения глобальных дисбалансов, которые, как считает ряд комментаторов, и привели к финансовому кризису 2007–2009 гг.
ОЭСР отмечает, что в долгосрочной перспективе Китай уже опередил еврозону и, с учетом ценовых разниц, вполне может стать крупнейшей экономикой в мире приблизительно к 2016 г. Конечно, на росте экономики Китая, как и многих других стран, могут неблагоприятно сказаться демографические факторы, то есть сокращение рабочей силы, которое лишает страну былого конкурентного преимущества (избытка рабочей силы в сельскохозяйственном секторе). Урбанизация и модернизация при этом продолжатся. Около четверти населения живет в городах, где доход на душу населения в настоящее время уже практически сравнялся с доходами в некоторых странах ОЭСР.
Для «переваривания» растущего объема сбережений необходимы дальнейшие реформы в финансовом секторе и развитие финансовых рынков. Ограничения на движение капитала постепенно ослабевают – как и на использование юаня в трансграничных сделках и валютных свопах, но до полной конвертируемости счета капитала пока далеко. Разворота курса юаня после недавнего укрепления относительно доллара пока не произошло, но сокращение профицита счета текущих операций КНР указывает на то, что потребность в дальнейшем укреплении национальной валюты отсутствует. В научных кругах уже давно продолжается спор о том, существует ли вообще связь между счетом текущих операций и обменным курсом, но мы полагаем, что определенная связь все же есть. Безусловно, относительные изменения баланса сбережений и инвестиций в стране, связанного с состоянием счета текущих операций, важны. Сокращение положительного сальдо счета текущих операций КНР также имеет отношение к замедлению роста инвалютных резервов, на данный момент составляющих 3 трлн долл. Свои валютные резервы, по размеру которых он занимает первое место в мире, Китай обычно инвестирует в казначейские обязательства США, являясь крупнейшим иностранным держателем американского госдолга и, соответственно, крупнейшим зарубежным кредитором США. Ранее, пытаясь диверсифицировать свой портфель иностранной валюты, Китай направлял избыточные резервы на покупку евро, но по мере того как вместе с замедлением роста резервов сократился профицит счета текущих операций, продолжать наращивание портфеля евро уже нет необходимости. В итоге может исчезнуть фактор поддержки евро и основа для его устойчивого восстановления. Однако на данном этапе именно ослабление единой валюты могло бы помочь еврозоне, и в этом смысле динамика счета текущих операций КНР на поверку играет благоприятную роль.
Теги: МВФ еврозона ЕС Кипр Переглядів: 1038